Герой Советского Союза Зикран Е.А.

Евгений Зикран
Евгений Зикран родился в станице Брюховецкой, а в 1932 году семья приехала в Славянскую. Прибавился в компании славянских ребят парень, внешне не отличающийся от местных, но вот по характеру... Вспоминает Илья Иванович Поликахин, Герой Советского Союза, его одноклассник: 
 — Договорились мы с ребятами переплыть Протоку три раза, не касаясь берега. Кто струсит — пусть выходит на берег. Никто из ребят не смог переплыть трижды, а Женя Зикран приложил все силы и выполнил условие, а затем ещё три раза переплыл Протоку.

Сама жизнь заставляла Женю не хныкать, смотреть в глаза трудностям. Мать, Матрёна Константиновна, часто болела, а младшая сестрёнка страдала эпилепсией. Отца, в 1937 году схватили «ежовы рукавицы». Другой бы на месте Жени голову опустил, ожесточился бы, потерял ориентиры. А он успевал выполнить уроки, помочь матери, прекрасно играть в футбол и был душой юношеской команды. «Надо», «Я должен» — эти слова и понятия определяли поступки волевого парнишки. Он хотел учиться в институте, но на его иждивении были мать и сестрёнка. Женя после окончания семи классов вынужден был пойти на работу в совхоз «Сад-Гигант». А когда пришёл срок идти на воинскую службу, попал в артиллерийское училище. Со свойственными ему напористостью и старанием овладевал наукой, отсчитывал месяцы до окончания учёбы.
Из станицы Славянской пришло письмо от бывших одноклассников. «Учишься, Женя? А мы уже уходим на фронт всем классом во главе с военруком Дмитрием Афанасьевичем Курой». «Я не имею права отсиживаться в тылу, когда мои одноклассники воюют. Прошу отправить меня на передовую», — заявил курсант Е.Зикран командованию училища. Резолюция была короткой и убедительной: «От недоученных офицеров на фронте мало проку».

Однако уже в 1941 году он защищал Москву! Вот оно, настоящее дело для молодого офицера. Писем из дому ждал, читал их с жадностью. «Здравствуй, мама. Я получил от тебя 3 письма, а я не смог тебе написать — некогда, обстановка не позволяла». Так хотелось успокоить мать, сообщить что-нибудь отвлекающее её от мрачных мыслей. Но на войне, как на войне. «Мама, передай семье Давыденко, что их сын Толя геройски дрался и погиб, похоронили его с солдатскими почестями. Целую тебя крепко. Не волнуйся. Я по-прежнему воюю».
И такие письма мать хранила, перечитывала. Вот уже четыре треугольных конвертика накопилось. «Сегодня 18 марта, мне исполнился 21 год. Здоровье моё хорошее. Воюем». Уж короче не напишешь. Но вскоре и эти весточки перестали приходить. Материнское сердце подсказало: с сыном стряслась беда.

Евгений Зикран был тяжело ранен. Не писал, чтобы не расстраивать мать, А когда поправился, первым делом, догнал свою часть, которая вела упорнейшие бои по освобождению Прибалтики. Оттуда и пришло Матрёне Константиновне письмо — не треугольник, а казённый конверт. Читала мать, и строки плыли: «Уважаемая Матрёна Константиновна! По сообщению командования, Ваш сын лейтенант Зикран Евгений Андреевич, погиб смертью храбрых в бою за Советскую Родину. За подвиг, совершённый в борьбе с немецкими захватчиками. Президиум Верховного Совета СССР указом от 24 марта 1945 года присвоил Е.А.Зикрану высшую степень отличия — звание Герой Советского Союза»,
Шли годы. Мать не верила в гибель сына. Возвращались домой, чудом уцелевшие. Жени среди них не было. Сообщение из Подольского архива прояснило всё. Из наградного листа Е.А.Зикрана: «Обороняя деревню Яунберзи, батарея 17 сентября 1944 года была атакована 15 немецкими танками типа «Тигр» при поддержке шестью самоходными орудиями «Фердинанд» и ротой автоматчиков. Прикрывая правый фланг батареи, лейтенант Зикран управлял огнём взвода и уничтожил 3 тяжёлых танка противника. Будучи окружённым автоматчиками врага, лейтенант Зикран вступил в единоборство с ними, огнём ручного пулемёта и ручными гранатами отбил атаку врага. В ожесточённом бою с танками личный состав орудийного расчёта был выведен из строя. В момент повторной атаки танков Зикран лично огнём орудия уничтожил в упор, шедший на орудие танк и сам погиб смертью героя, сражённый вражеским снарядом. Героический взвод лейтенанта Зикрана погиб, но танки врага не прошли».


Одноклассник Зикрана Александр Иванович Виноградский виделся с Женей перед самым боем. Договорились о встрече после войны. «Где увидимся?» - «На Протоке, на нашем месте!» Может быть, в последнем поединке с танками вспомнил Женя Протоку, которую он переплыл много раз без отдыха, не спасовал. Офицер Зикран тем более не мог отступить в бою. Сам заряжал, сам наводил, сам стрелял... Кто бы мог осудить раненного, оглушённого юного лейтенанта, если бы он уклонился от последнего поединка с танками? Совесть, чувство долга живы были в нём, пока билось сердце.

 

Краткая информация:

Зикран Евгений Андреевич

Родился в 1923 в станице Брюховецкая Брюховецкого района Краснодарского края в семье крестьянина.
Окончил среднюю школу №1 ст. Славянской. В Советской Армии с июня 1941 года. Окончил Рославльское артиллерийское училище противотанковой артиллерии.
В боях Великой Отечественной войны с октября 1942 года.
Командир огневого взвода 992-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка (39-я истребительно-противотанковая артиллерийская бригада, 6-я гвардейская армия, 1-й Прибалтийский фронт) лейтенант Зикран отличился осенью 1944.
17.9.1944 у пос.Яунберзе (Добельский р-н Латвийской ССР) противотанковая батарея была атакована тяжелыми танками и ротой автоматчиков противника. Взвод под командованием Зикрана, прикрывая фланг батареи, огнем подбил 3 вражеских танка. Окруженный автоматчиками, отважный артиллерист со взводом вступил с ними в единоборство, огнем ручного пулемета и гранатами отбил атаку, но при этом орудийный расчет выбыл из строя. При повторной атаке танков огнем орудия прямой наводкой в упор подбил еще один танк, но и сам был сражен вражеским снарядом.
Звание Героя Советского Союза присвоено 24.3.1945 посмертно. Награжден орденом Ленина.
Похоронен в братской могиле в г.Добеле Латвийской ССР, где установлен обелиск.

 

23 Май, 2012 / Просмотров: 5092 / ]]>Печать]]>
© 2024 Решмет Д.А.