"Место асса в бою" (газета "Сталинский сокол" №18 (146) от 1 мая 1943 г.)

В весенних боях на Кубани за короткий срок наш полк сбил 84 немецких самолета. Мы потеряли девять машин, причем часть летчиков спаслась на парашютах. Большинство немецких самолетов сбито ассами полка. Братья Борис и Дмитрий Глинки сбили до десяти машин, старший лейтенант Берестнев, лейтенант Лавицкий и сержант Кудря – по восьми, лейтенант Коваль – семь.

Это не случайное явление. Предварительные итоги воздушных боев на Кубани показывают, что вообще большинство сбитых в воздушных боях фашистских самолетов принадлежит ассам – мастерам воздушного боя. Их смелость помноженная уменье, а ненависть к врагу и любовь в родине блестяще подкрепляются искусством маневра и меткостью огня. Наши ассы выросли в боях. Сама жизнь их отбирала, выделяя их из общей среды летчиков, как наиболее сильных, хитрых и жаждущих боя людей. Так создался драгоценный актив войны, авангард истребителей.
В боях с численно превосходящим противником наши ассы, как правило, выходят победителями и не несут урона. У нас потери имели место лишь тогда, когда мы применяли оборонительную тактику или в процессе боя заменяли истребителей, не выполнивших почему-либо задание.
Разберем несколько поучительных боев.

Патруль из шести самолетов под командованием старшего лейтенанта Д. Глинки был выслан в район боевого соприкосновения наземных войск с задачей: не допускать самолеты противника к нашим боевым порядкам. Патруль осуществлял свободный полет, ограниченный лишь примерным районом. В случае появления вражеских самолетов патруль должен был завязать бой и запросить по радио подкрепление. Командир патруля эшелонировал самолеты по высоте парами в три яруса. На высоте 5 тысяч метров шла пара старшего лейтенанта Берестнева, на высоте четырех тысяч метров – старшего лейтенанта Микитянского. А в середине на высоте 4,5 тысячи метров шел командир старший лейтенант Д. Глинка.
Такой «этажеркой» патруль явился в район боевых действий. Внизу была замечена четверка «Мессершмиттов». Зная, что вторая немецкая четверка должна находится где-то поблизости и выше, старший лейтенант Глинка приказал верхней паре набирать высоту, а нижней – атаковать. Сам он остался посредине, готовый в зависимости от обстановки прийти на помощь той или другой паре.

Атаковав заднюю пару «Мессершмиттов», Микитянский и его напарник нанесли врагу потери, но и сами были атакованы ведущей парой немцев. Наши летчики маневром ушли из-под удара, а немцы, выходя из атаки с набором высоты, попали под удар Дмитрия Глинки и его напарника. Оба «Мессершмитта» были сбиты. Пара Микитянского после атаки набрала высоту и оказалась выше всех, пара Берестнева теперь стала нижней, а командирская пара снова заняла серединное положение. Вся «этажерка» после скоротечного боя быстро приняла свой прежний порядок, переместившись только выше на тысячу метров. Такой четкий маневр себя оправдал. Новая четверка немцев, пришедшая на помощь потерпевшим «Мессершмиттам», оказалась ниже нашей верхней пары. «Мессершмитты» снова попали в переплет и потеряли еще две машины. Сбив пять самолетов, наш патруль без потерь возвратился на свой аэродром.

Так умело проведенный бой, с постоянным захватом высоты и строгим соблюдением дисциплины строя, обеспечил успех. Бомбардировщики противника, зная о поражении своего истребительного прикрытия, чувствовали себя неуверенно и действовали беспорядочно. А наши бомбардировщики бомбили врага без помех. Немецкие истребители уже не решались нападать на бомбардировщики, боясь нашего патруля, ставшего хозяином высоты.

Боевой вылет патруля, организованный подобным образом, может служить образцом. Правда, в этом вылете наш патруль не сбил ни одного бомбардировщика, но зато обеспечил другим типам истребителей, сковал боем и нанес поражение немецким ассам. Пользуясь этим, истребители других полков сбили несколько бомбардировщиков.

Разберем бой, в котором мы понесли некоторые потери. Здесь вылет был спланирован правильно. Две четверки наших скоростных истребителей, эшелонированные по высоте, являлись сковывающей группой, а восьмерка самолетов «ЛАНН-3» шла несколько ниже как ударная. Наши истребители должны были связать боем вражеское прикрытие и дать возможность «ЛАГГам» прорваться к бомбардировщикам. МЫ уже изучили немецкую систему прикрытия бомбардировщиков. Зная, что оно состоит из сильной группы завесы и относительно слабой группы непосредственного прикрытия, мы распределили свои силы так, чтобы сковать боем завесу и отогнать непосредственное прикрытие.
Командир нашей первой четверки – старший лейтенант Петров, храбро и умело навязал бой «Мессершмиттам» и не только сковал их, но и нанес потери. Командир второй четверки – старший лейтенант Д. Глинка увидел отход «ЛАГГов» и приближение большой группы немецких бомбардировщиков к району цели. Он повел свою группу в атаку на бомбовозы, прорвавшись мимо непосредственного прикрытия. Он не мог допустить, чтобы фашистские бомбардировщики сбросили свой груз на головы наших наступающих войск. Поэтому, идя на риск, Глинка ворвался во вражеский строй, разбил и рассеял всю армаду из шестидесяти машин. Глинка лично сбил три «Юнкерса-88», но и сам был подбит истребителями прикрытия.

Увидев затруднительное положение товарищей, которые атакуя бомбардировщиков, сами попали под удары при выходе из атак, старший лейтенант Петров пришел им на помощь. Его летчики стали сбивать истребителей прикрытия и бомбардировщиков. Но в свою очередь подверглись атакам тех немецких истребителей, которые теперь занимали господствующее по высоте положение и не были скованы в своих действиях. В результате боя наши ассы сбили восемь бомбардировщиков и два истребителя, потеряв два самолета. Летчики спаслись на парашютах. Но из-за неправильного поведения группы «ЛАГГов» вся тяжесть борьбы легла на наших ассов. Ели бы задуманное взаимодействие было построено более крепко, мы не понесли бы потерь, а «ЛАГГи» сумели бы сбить немало бомбардировщиков. Когда мы осуществляли подобное взаимодействие внутри своего полка, наши ударные группы, благодаря решительным действиям сковывающих групп, прорывались к бомбардировщикам и с успехом уничтожили их. Так, четверка самолетов под командованием асса лейтенанта Лавицкого сбила двух корректировщиков «ФВ-189» и 5 «Мессерщмиттов» из восемнадцати, осуществлявших прикрытие корректировки. Наши летчики потерь не имели. Следовательно, наши ассы при правильно налаженном взаимодействии истребителей могут обеспечить решающий успех в борьбе с бомбардировщиками противника.

Наибольшие потери мы понесли во время прикрытия наших бомбардировщиков, когда сама постановка задачи (держаться как можно ближе к группе непосредственного прикрытия) не позволяла нам вести активный воздушный бой и превращала наши грозные для вражеских истребителей самолеты в мишени. Значит ли это, что ассы не должны участвовать в прикрытии? Нет, безусловно, должны, но пора отказаться от шаблона, который укоренился еще с тех далеких времен, когда наши истребители отставали по скорости.

Однажды нам приказали сопровождать бомбардировщиков в составе группы непосредственного прикрытия. Выделив из шестерки машин сковывающую пару, мы принуждены были две пары «привязать» к бомбардировщикам в качестве непосредственного прикрытия. В результате немецкие истребители нанесли нам потери. В то время как одна группа немцев сковывала нас боем, другая прикрывала пикировщиков. Но никто из них не смог прийти нам на помощь, потому что каждый командир отвечал за доверенные ему самолеты и был привязан к ним.
Немцы учли, какую опасность представляют собой наши скоростные истребители, и выделили их для борьбы с ними специальную группу «охотников» на своих лучших машинах. Таким образом, наша скованность – плод шаблонно поставленной задачи – была для них находкой.
Сколько бы не было в воздухе «Мессершмиттов», они ведут себя вяло и не решаются атаковать бомбардировщики. Более высокая техника машин требует и новой тактики сопровождения.

Раздаются иногда голоса, что ассы, летающие на скоростных машинах, должны заниматься только свободной «охотой». Это неверно. «Охота», разумеется,- большое удовольствие для ассов, но не основное занятие. Ассы на скоростных машинах должны быть авангардом истребителей в борьбе за господство в воздухе .
Эта борьба слагается из многих элементов. В каждом случае могут и должны играть ударную роль. При полетах на вражеские аэродромы они обязаны лететь впереди, отметая вражеские патрули ,не допуская подхода вызванной по радио помощи. На своих машинах ассы могут всю сеть аэродромов противника, работая парами, сменяющими дуг друга. Обеспечивая действия своих бомбардировщиков, ассы должны вылетать вперед в качестве «Стальной метлы» или идти в маневренной группе для отражения наскоков вражеских истребителей, нападающих со стороны солнца с большой высоты.

Чтобы парировать такие атаки, ассы должны и в сопровождении обеспечивать высоту со стороны солнца. Идущая свободно пара ассов держась угрожаемой высоты, будет полезней шестерки, привязанной к хвостам бомбардировщиков на расстоянии ста - двухсот метров.
При падении на вражеских бомбардировщиков ассы должны отметать истребителей непосредственного прикрытия и идущих на дальних подступах, предоставляя манев-ренным типам наших истребителей уничтожение бомбардировщиков. Жизнь показала, что ассу легче сбить вражеский истребитель, чем среднему летчику. А средний летчик-истребитель легко сбивает бомбардировщика, если ему не мешают вражеские истребители. Поэтому асс на скоростной машине, прежде всего истребитель истребителей. Весенние бои на Кубани показывают, что правильно организованное взаимодействие разных типов истребителей даёт наилучшие успехи, когда ассы используются как ударная сила, как подлинный авангард.

Подполковник Ибрагим Дзусов.

5 Сентябрь, 2012 / Просмотров: 3385 / ]]>Печать]]>
© 2024 Решмет Д.А.