"Особенности воздушных боев на Кубани" (газета "Сталинский сокол" №20 от 14 мая 1943 г.)

В борьбе за Кубань, за Таманский полуостров наша авиация добилась успехов, о которых неоднократно за последнее время сообщало Совинформбюро. В этих ожесточенных боях накоплен большой опыт и выросли прекрасные летчики истребители. Кто на Кубани не знает имени Героя Советского Союза старшего лейтенанта Д.Б.Глинки, который в 48 воздушных боях сбил 21 немецкий самолет, его брата лейтенанта Б.Б. Глинки, в 15 воздушных боях лично сбившего 10 самолетов, гвардии старшего лейтенанта Фадеева, за 48 воздушных боев уничтожено 18 самолетов, молодого лейтенанта Лавицкого, в 48 боях сбившего 15 самолетов и других ассов, чьим мастерством гордится фронт!
Некоторые особенности их полетов и тактики мы и хотим осветить в настоящей статье.

Пара у них стала основной тактической единицей, работающей на принципе полной слаженности действий. Подбираются пары не только по служебным признакам, но и по личной симпатии и боевой дружбе. Маневрирование в паре является свободным, шаблона нет. Если необходимо по обстановке, то ведущий становится ведомым, а ведомый – ведущим. Главное правило: «В любом бою не бросай пару». Нет такого положения, когда пара разбивается. Достигнуто это тем, что напарники ни в коем случае не отрываются на такую дистанцию, с которой они не могли бы поддержать огнем товарища. Летчики доказали, что излишнее маневрирование в целях осмотрительности вредно и снижает эффективность поиска противника.

На основе опыта летчики пришли к заключению, что при ясной погоде одиночного противника можно заметить за 2-3 км, а группу самолетов – за 10-12 км. В хорошую погоду при наблюдении за воздухом взгляд надо переносить в пространство как можно дальше от себя. Убедившись, что на горизонте или в пространстве (далеко от себя) нет никого, мгновенно во всех трех направлениях переносить взгляд к себе. При этом внимательно следить за мертвыми секторами обзора и обстрела с последующим приближением взгляда на предельно короткие дистанции.
Хорошо натренированный летчик выполняет все за 10-15 секунд. Остальные 20-30 секунд использует для наблюдения за боевым порядком, приборами, передачей по радио и других работ, которые также проводятся по заранее установленному порядку. Важно одно: упредить противника, заметив его на подходе, и этим обеспечить себе свободу действий и выигрыш во времени, столь необходимые в бою.

Другое положение в облачные, туманные дни. Видимость в этом случае намного меньше и может доходить до 500-1000 метров; значит, интенсивность маневрирования для поиска должна быть несколько больше, дабы вовремя заметить появление противника.
При разорванной облачности и пелене летчики эшелонируют боевые порядки. Поиск противника производят пары, время от времени выделяемые из группы и управляемые по радио. Они уходят за облачность (пелену) для просмотра верхней сферы. При этом стараются смотреть в «окна» облаков, так как немцы чаще всего атакуют именно через них.

Кубанские летчики хорошо освоили особенности поиска противника в горных районах. Они учитывают влияние, которое имеют на осмотрительность рельеф местности, освещенность гор, время суток и ряд других моментов. Так, если на фоне горы, да еще лесной, самолеты противника просматриваются с очень короткой дистанции (порядка менее 2 километров) и ограниченно, то над горами они видны дальше, чем обычно. Если не учитывать все эти элементы, осмотрительность будет недостаточной, а поиск неуверенным.

Практика показала, что для активного наступательного боя большие группы совершенно неприемлемы. Они сковывают маневр, особенно вертикальный, усложняют самоприкрытие и взаимную огневую поддержку в бою. Поэтому летчики Кубани пришли к выводу, что в группе должно быть не более 4-6 самолетов. Важно умело эшелонировать группы в зависимости от обстановки, причем должно быть не меньше, чем 2 эшелона по 4 самолета, а нормально 3 четверки. Высота эшелонов ни в коем случае не должна быть больше высоты, набираемой истребителем за боевой разворот при нормальной скорости патрулирования. Высота между ярусами – примерно 600-800 метров. Боевой порядок в этом случае строится по типу «этажерки», смещаемой при необходимости в ту или иную сторону. При смещении обязательно сохранение зрительной связи, так как в этом случае можно всегда поддержать огнем и маневром свои ниже и выше находящиеся четверки. Только сколоченный и ни при каких обстоятельствах не разбивающийся боевой порядок четверок, состоящих обязательно из хорошо сработавшихся летчиков, взаимно понимающих маневр, будет гибок и силен. Вот прекрасный пример умелого и эффективного эшелонирования.

Для четверки скоростных истребителей, ведомые старшим лейтенантом Петровым и старшим лейтенантом Поддубским, прикрывали боевые порядки своих войск. На высоте 3500-4000 метров Петров заметил 4 «Ме-109г», летевших на встречных курсах, и подал по радио команду своей четверке: «Идем в лобовую атаку». Во время этой атаки старший лейтенант Шматко таранил одного «Мессершмитта». Вторая четверка, находящаяся выше первой, перешла в атаку сверху сзади под ракурсом 3/4 против оставшихся 3 «Ме-109г». В это время стали появляться парами «Ме-109ф» и «Ме-109г». Завязался воздушный бой семерки наших истребителей с 16 фашистскими летчиками. Обе стороны проявляли большую активность и упорство. Бой продолжался 35-40 минут на разных высотах между нижними и верхними группами на вертикальных маневрах. Борьба за высоту была основой этого боя. В результате наши истребители сбили 4 «Мессершмитта».

Добившись эшелонированного построения боевых порядков, летчики столкнулись с тем, что патрули из четырех самолетов, построенные в два-три яруса, часто теряли между собой огневую связь. Причиной этого оказалось увлечение боем. Пришлось провести дополнительную работу, чтобы приучить летчиков не разбиваться в любом строю и боевом порядке. Пары должны действовать по принципу: не бросать не только своего напарника, но и соседнюю пару. Командиры патрулей по эшелонам смотрели за тем, чтобы все время была сохранена «ось» боя. Под «осью» нужно понимать следующее: наши патрули, построенные эшелонировано по типу «этажерки», свободно маневрируют на своих высотах, однако все время имеют зрительную связь между группами, чтобы с любого маневра и положения можно было поддержать огнем четверку, находящуюся выше или ниже. Такой тактический прием был применен в одном из боев, происшедших 30 марта 1943 года. 4 истребителя под командованием старшего лейтенанта Глинки, прикрывая свои войска, патрулировали попарно на высоте 3500-4500 метров. Ниже патрулировали 4 «Як-1». На них сверху сзади свалились 10 «Ме-109ф» и «Ме-109г», которых они не заметили. Однако истребители, находившиеся вверху в эшелонированном порядке, своевременно увидели противника и внезапно атаковали врага сверху. Огонь вели ведущие, ведомые их прикрывали. После первой атаки 2 «Мессершмитта» загорелись, бой продолжался. Ведущие старшие лейтенанты Глинка и Берестнев, продолжая вести огонь с дистанции 100-50 метров, сбили еще 2 самолета. Таким образом, благодаря эшелонированному построению, взаимодействию между эшелонами и огневой связи, за короткое время были сбиты 4 «Ме-109ф». Своих потерь не было.

На схеме показан бой в районе Крымской между 6 нашими истребителями и 12 «Ме-109» и «Ме-109ф». Наши истребители прикрывали свои войска на высоте 5000-6000 метров, причем шли попарно эшелонировано по высоте. Самолеты противника были ниже на 500 метров. Завязался интенсивный бой, в процессе которого сохранялись эшелонированное построение и «ось» боя. В результате наши летчики без потерь и в минимально короткий срок сбили 5 «Мессершмиттов» и одного подбили.

Особенностью ведения боев на вертикалях является то, что командиры организационно предусматривают их путем построения эшелонированных боевых порядков. Они указывают по земным ориентирам наиболее опасные места на земле, требующие прикрытия. Такое построение дает возможность летчику свободно маневрировать, производя поиск в указанном районе, и при необходимости по команде ведущего патруля смело переходить в атаку, после чего на большой скорости, полученной после атаки, идти под прикрытие верхнего патруля. Таким образом, создается замкнутое кольцо в вертикальной плоскости. Это положение дает следующие преимущества:
а) атака на большей скорости, чем у противника. Имея запас скорости можно уходить вверх, чтобы занять удобное положение для атаки;
б) уверенность в том, что выход из атаки не только прикрывается напарником, но и выше находящимся патрулем, который в любое время, также имея скорость, может отсечь противника;
в) быстрота наращивания сил и удара по противнику не дает ему возможности опомниться.

Характерной особенностью боев на Кубани являются скоротечность воздушной обстановки и наращивание сил в процессе боя. Бои принимают затяжной характер и тянутся от 20 до 40 минут. В этих боях особенно необходимы оперативность и умелое руководство командира. Если раньше командира трудно было определить в бою, - он, как и все летчики бросался в атаку – то теперь командир руководит боем, выбирая такое положение откуда лучше видна вся обстановка. Командование осуществляется по радио. Прикрывая район Абинской, наши летчики встретили 6 «Ме-109г», которые пытались атаковать их сбоку и сзади. Советские истребители (их было так же 6) заметили маневр противника. Ведущий по радио скомандовал: «Паре набирать высоту, второй паре идти в лобовую атаку». Сам же под облачностью вступил в бой на виражах, сковав, таким образом, вражескую группу. Две другие пары тем временем заняли выгодное положение, и старший лейтенант Поддубский, зайдя в хвост немецким машинам, сбил одну. Ведущий второй пары лейтенант Глинка атакой снизу сбил второго «Ме-109г». Сержант Канаев атаковал другую пару «Ме-109г» и с малой дистанции сбил ведомого, а затем после первой атаки с хода подбил и ведущего. Противник вынужден был спастись бегством, потеряв из 6 самолетов 4.

Быстрое изменение обстановки требовало подчас моментальных вылетов, что не давало возможности должным образом подготовиться и проработать задания. Количество вылетов доходило до 5-6 в день. Поэтому здесь пришли к выводу о необходимости заранее подготовить хорошо сколоченные группы, которые знали бы, в каких боевых порядках они будут действовать, как только получат сигнал на боевой вылет. В каждом полку, в зависимости от наличия сил, предусматривались 2-3 такие группы, которые условно назовем «Ордерами».
«Ордер № 1» обозначал: каждая эскадрилья имеет у себя готовый патруль, состоящий из хорошо слетавшихся летчиков. Они действуют двумя четверками, эшелонированными по высоте.
«Ордер № 2» обозначал создание трех четверок, также заранее сколоченных, обо всем договорившихся и построенных эшелонировано по высоте.
«Ордер № 3» - это построение в 3 эшелона, причем в ударную группу придавались две четверки, растянутые по фронту и несколько эшелонировано, а прикрывали их также две четверки, но эшелонированные уже по высоте.
Такая система заранее продуманных ордеров требовалась при необходимости быстрого вылета одной команды. Например: «Ордер № 1», высота патрулирования над пунктом К., вылет немедленный от первой эскадрильи и так далее, и летчики хорошо и грамотно выполняли экстренный вылет.

Чтобы избежать потерь над своим аэродромом от атак блокировщиков противника, кубанские летчики, как и во всех боях, организовали самоприкрытие. На свой аэродром они приходят на высоте не ниже 1000 метров или облачностью, если она ниже. Подходя к аэродрому посадки, как и на подходе к линии фронта, они по радио запрашивают воздушную обстановку, пользуясь кодом.
Но даже зная, что над аэродромом спокойно, ведущий в первую очередь дает команду садиться тем летчикам, у которых самолеты повреждены в воздушном бою или кончились боеприпасы. Все же остальные в том боевом порядке, в каком они были, патрулируют над аэродромом; ось прикрытия должна проходить над местом захода на посадку. На посадку идут попарно, причем над аэродромом не кружатся, а садятся сразу, спикировав в ускоренном темпе.
Летчики быстро реагируют на все тактические приемы, на все особенности обстановки, учитывают каждое вновь возникшее условие, каждый удачно проведенный бой. Достигается это тем, что штабные командиры объезжают летчиков, только что возвратившихся с задания, и тут же накоротке получают от них необходимые сведения. Таким образом, к концу посадки последнего самолета из патруля штабу ясны характер происшедшего боя и особенности его.

Пока машины готовятся к следующему вылету, командиры, как правило, выслушивают доклады летчиков, здесь же дают нужные указания, пользуясь сведениями, полученными со станции наведения, об их работе и конкретной воздушной обстановке. Сопоставляя эти данные с докладами летчиков, командиры приходят к определенным тактическим выводам и заключениям, которые тут же анализируют и сообщают истребителям. Таким образом, разборы полетов носят оперативный характер, являются поучительными и интересными.

Подполковник А.Сидоров

Действующая Армия.

5 Сентябрь, 2012 / Просмотров: 3470 / ]]>Печать]]>
© 2024 Решмет Д.А.