Черепица французских производителей на Кубани 1890 - 1917 г.

      Высокие темпы индивидуального жилищного строительства последнего десятилетия в большинстве случаев негативно отразились на сохранении старой традиционной архитектуры, еще 50 лет назад богато представленной в хуторах и станицах Кубани. В силу естественного старения или в результате целенаправленного сноса, со станичных улиц уходят саманные и турлучные хаты, перекрываются оцинкованные и черепичные крыши, меняются кованные надкрылечные зонтики и резные наличники. Важная материальная часть кубанского быта конца 19-го начала 20-го века уничтожается, разрывая естественную культурную и историческую связь поколений. Чаще всего остатки снесенных строений утилизируются, но иногда рачительные хозяева используют старый строительный материал в подсобном хозяйстве, накрывая снятой с хат оцинковкой сараи и погреба и ограждая черепицей клумбы и полисадники. Именно в таких местах пытливому исследователю могут попасться предметы, помогающие не только восстановить картину станичной жизни начала прошлого века, но и выстроить логическую цепочку торговых и культурных связей региона. С этой точки зрения еще неоцененным до конца подспорьем для краеведов и историков является черепичная плитка, сохранившая названия производителей и мест производства. Но если восстановить картину производства черепицы местными заводами пока еще не составляет особого труда, то с образцами зарубежных производителей дела обстоят намного сложнее. Наряду с черепицей братьев Петрохалко, завода барона Л.В.Штейнгеля, или А.Ворожбий на крышах кубанских хат в большом количестве встречается черепица с надписями: PIERRE SACOMAN, St. Henri, Marseille, ARNAUD ETIENNE ET CIE, St. Henri, Marseille, LES FILS DE JULES BONNET, La Viste, Marseille или TUILERIES ROMAIN BOYER. Каким образом в строительные технологии конца 19-го начала 20-го века вошла черепичная плитка французских производителей мы и попробуем разобраться.

     Большому разнообразию черепицы французских производителей, объединенной общим конструктивным решением и надписью на внутренней поверхности плитки – ST.HENRI MARSEILLE (г. Санкт – Анри, Марсель), встречающейся, наверное, не на много реже черепицы местных производителей, мы обязаны компании братьев Жозе-Тибо и Франсуа-Ксавье Жилардони. Компания братьев Жилардони была основана в городе Altkirch (Верхний Рейн) в 1834 году, а первый завод по производству черепичной плитки был построен уже в 1835 году. Братьям удалось создать новый, поистине революционный, вариант черепичной плитки, который произвел переворот не только в самом производственном процессе, но и в технологии кровельных работ. Дело в том, что ранее использовавшаяся черепица представляла собой плоскую плитку с «крюком» для зацепа за рейку обрешетки, для предотвращения скольжения, и накладывалась внахлест только с одного края. Таким образом, чтобы добиться водонепроницаемости крыши, черепицу приходилось укладывать на раствор в два – три слоя. Новый вариант, разработанный братьями Жилардони, был снабжен блокировочными пазами, что позволяло укладывать плитку в один слой, плотно скрепляя между собой, и желобовидным продольным углублением по середине, обеспечивавшим отсутствие деформации плитки во время сушки и добавлявшим прочности. 
Первая, опытная, партия новой черепицы была произведена в 1840 году, а 25 марта 1841 года компанией был получен патент на оригинальное изобретение.

      В 1850 году компания разрабатывает второй вариант черепицы с двойной блокировкой, которая в последствие получит высшие награды Парижских выставок 1855 и 1867 гг. и выставок в Лондоне в 1889, 1900 и 1908 гг.
После 10 лет действия патента изобретение перешло в общенациональное достояние и более мелкие производители получили возможность приобрести лицензию на производство черепицы по технологии братьев Жилардони. Таким образом, свое дальнейшее развитие производство получает и в различных городах Франции, таких как Иври, Эпиналь, Моншанен и Марсель.
Центром производства новой черепичной плитки в Марселе стал район Санкт-Анри, расположенный к северу от города. В 1842 году в нем уже действовали 60 заводов по производству кирпича и черепицы, на которых работали 700 работников (1). Из двух типов черепичной плитки, разработанных братьями Жилардони, размерами 390 х 230 мм и 420 х 250 мм местные производители выбрали второй вариант большего размера и на его основе разработали канонический образец, позже ставший известным во всем мире под названием «Марсельская черепица» (2).

      В 1851 году группа Марсельских производителей приняла решение об объединении в Société Générale des Tuileries, которое, ориентировочно, после 1900 года было преобразовано в Société Générale des Tuileries de Marseille (3). Вполне возможно, что в это объединение вошли уже знакомые нам производители черепицы SAUMATI FRERES (Братья Сомати), LES FILS DE JULES BONNET (Сын Жюля Боне), GUICHARD FRERES (Братья Гишар), PIERRE SACOMAN (Пьер Сакоман), PIERRE AMEDEE (Пьер Амеди), ANTOINE SACOMAN (Антуан Сакоман). Использование единого (канонического) образца для изготовления «Марсельской черепицы» делало безликим саму плитку и тогда некоторые производители стали вносить коррективы во внешний облик своей продукции, используя наравне с указанием наименования завода декоративный орнамент или отличительный знак в виде фигурки животного или насекомого.

      Австралийские исследователи Барри Грум (Barry Groom) и Сьюзан Бур (Susan Bures) в своем докладе «Wunderlich Project Report» [4] (Вундерлих. Отчет по проекту), посвященном деятельности австралийской компании Wunderlich – производителя и импортера кровельных материалов, привезшей в Австралию, в том числе, и Марсельскую черепицу, выделяют 9 различных клейм, встречавшихся на Марсельской черепице в период с 1892 по 1914 гг. К их классификации мы добавим клеймо еще одного производителя - REY FRERES, чья черепица с изображением жезла Меркурия встречается на крышах домов западной части Кубани.

Петух - SAUMATI FRERES, Marseilles, St Henri;
Лошадь - LES FILS DE JULES BONNET, La Viste, Marseille;
Пчелы - GUICHARD CARVIN ET CIE, Marseille, St. Andre;
Лев - GUICHARD FRERES, Seon, St. Henri, Marseille;
Звезда - PIERRE SACOMAN, St. Henri, Marseille;
Лопата - PIERRE AMEDEE, St Henri, Marseille;
Якорь - ANTOINE SACOMAN, Usine la Plata, St. Henri, Marseille;
Мальтийский крест - ARNAUD ETIENNE ET CIE, St. Henri, Marseille;
Черепаха - TUILERIES DE LA MEDITERRANNEE, Siege Social, Marseille;
Жезл Меркурия - REY FRERES, St. Henry, Marseille.

     Производство черепицы известной нам по надписи TUILERIES ROMAIN BOYER (Итальянская черепица Бойера) на внутренней стороне плитки было основано Марсельским промышленником Этьеном Бойером в Прованском городке Сис-Фур на берегу Средиземного моря. В 1898 году исследования привели его именно в эту область Франции, земли которой были богаты месторождением глин, толщиной более 10 метров. Для строительства завода был выбран участок площадью около 40 га, который в перспективе должен был дать около 4 млн. м3 глины. Кроме того будущее место черепичного и кирпичного производства находилось в бухте Coudoulière, идеально подходившей для обустройства вспомогательного порта. 
Для финансирования этого амбициозного проекта 28 мая 1900 года Этьеном Бойером основывается Общество TUILERIES ROMAIN BOYER с капиталом в 3 миллиона франков, которое, для строительства завода, выкупает земельный участок площадью 45 га с расположенными на нем зданиями и сооружениями. Предприятие было построено уже в 1901 году, его площадь составила 4000 кв. м., включая полный цикл производства керамической черепицы и кирпича, и два жилых дома на 80 квартир, предназначенных для наемных рабочих, в основном итальянских иммигрантов. В 1903 году было завершено строительство гавани, для чего в бухте был отсыпан причал для судов средней тоннажности шириной 40 метров.

      К 1920 году изготовление черепицы и кирпича Обществом TUILERIES ROMAIN BOYER достигает максимального уровня, на предприятии Этьена Бойера работает уже более 250 человек, рынок сбыта включает в себя не только государства западной Европы, но и некоторые восточные страны, в том числе и Россию. К 1967 году месторождение глин истощилось, и производство было закрыто (5). 
Теперь попробуем проследить каким путем черепица Марсельского объединения Société Générale des Tuileries и завода Этьена Бойера в г. Сис Фур могла попасть в маленькие казачьи станицы западной части Кубанской области.

      В период активного развития черепичного производства во Франции внутренние и внешние торговые и промышленные отношения в Черноморской губернии и соседней Кубанской области испытывали бурный подъем. В 1888 году вводится в эксплуатацию железнодорожная линия Тихорецкая-Новороссийская, в г. Новороссийске открываются иностранные консульства Италии, Бельгии, Франции и еще ряда европейских стран, ставших основными импортерами кубанского хлеба, нефти, цемента и множества других промышленных и сельскохозяйственных товаров. Большое количество грузов из Европы поступает в Новороссийский порт через морские порты Феодоссии, Одессы и Керчи. Если потребности населения северо-восточной части Кубанской области в строительных материалах во многом удовлетворяла Владикавказская железная дорога, то для населения низовий р. Кубань основным поставщиком необходимой в хозяйстве продукции становится речное судоходство. 
В 90-е годы XIX века в станицах Славянской, Петровской, на Урме купцами Вафиади и Грамматикопуло строятся хлебные ссыпки. Принятое зерно купцы собственными силами транспортировали вниз по р. Протоке и р. Кубани в море, а обратно завозили, пользовавшиеся большим спросом, соль и строительные материалы. После того как «Товарищество Дицман» связало Кубань со всеми портами Азовского и Чёрного морей, установив правильные срочные рейсы морского парохода между Керчью и Темрюком, на Кубань в большом количестве двинулись грузы из Ростова, Таганрога, Одессы, Херсона и других портов (6).

      Учитывая, что безлесная местность левобережья р. Кубани в достаточной мере не обеспечивала потребности местного населения в кровельных материалах, логично предположить, что купцами завозилась и черепичная плитка, приходившая морскими судами из Марселя в порты Одессы и Феодоссии, а оттуда, через Керчь, в Темрюк и Новороссийск. Это предположение косвенно подтверждается и присутствием на крышах кубанских хат черепицы «марсельского типа» с изображением фигурки лежащего льва и надписью TUILERIE DE SAINTE ANNE THEODOSIE – CRIMEE (Черепица Святой Анны Феодосия - Крым).

Д.А.Решмет

  1. Ratier, Yves. Histoire Du Commerce et De L'industrie De Marseille XIXe - XXe Siècles - Tome IV : La Terre De Marseille, Tuiles, Briques et Carreaux (ISBN: 2900732034 / 2-900732-03-4 ) Marseille, 1989. - 270 р.;
  2. LEWIS, M B. The Marseilles Tile in Australia. Australian Institute of Building Papers, 1 (1986): стр. 67 – 89;
  3. там же
  4. Опубликован Музеем прикладного искусства и науки, Ultimo, Новый Южный Уэльс, Австралия, май 1981;
  5. По материалам журнала Six-Fours Magazine (№ 69) Франция, г. Сис-Фур-Ле-Пляж;интернет ресурсов: www.domainedelacoudouliere.com, coudouliere.blogspot.com, Франция;
  6. А.П. Труханович. Развитие речного судоходства на Кубани в дореволюционный период. Кубанский сборник: сб. научных статей и материалов по истории края: т.3 (24) / под ред. А.М. Авраменко; Г. В. Кокунько. - Краснодар: Книга, 2008. - 496 с.: ил. 
26 Октябрь, 2012 / Просмотров: 13020 / ]]>Печать]]>
© 2024 Решмет Д.А.