![]() Сайт общества любителей истории и краеведения
|
|
![]() |
Черепица французских производителей на Кубани 1890 - 1917 г.Высокие темпы индивидуального жилищного строительства последнего десятилетия в большинстве случаев негативно отразились на сохранении старой традиционной архитектуры, еще 50 лет назад богато представленной в хуторах и станицах Кубани. В силу естественного старения или в результате целенаправленного сноса, со станичных улиц уходят саманные и турлучные хаты, перекрываются оцинкованные и черепичные крыши, меняются кованные надкрылечные зонтики и резные наличники. Важная материальная часть кубанского быта конца 19-го начала 20-го века уничтожается, разрывая естественную культурную и историческую связь поколений. Чаще всего остатки снесенных строений утилизируются, но иногда рачительные хозяева используют старый строительный материал в подсобном хозяйстве, накрывая снятой с хат оцинковкой сараи и погреба и ограждая черепицей клумбы и полисадники. Именно в таких местах пытливому исследователю могут попасться предметы, помогающие не только восстановить картину станичной жизни начала прошлого века, но и выстроить логическую цепочку торговых и культурных связей региона. С этой точки зрения еще неоцененным до конца подспорьем для краеведов и историков является черепичная плитка, сохранившая названия производителей и мест производства. Но если восстановить картину производства черепицы местными заводами пока еще не составляет особого труда, то с образцами зарубежных производителей дела обстоят намного сложнее. Наряду с черепицей братьев Петрохалко, завода барона Л.В.Штейнгеля, или А.Ворожбий на крышах кубанских хат в большом количестве встречается черепица с надписями: PIERRE SACOMAN, St. Henri, Marseille, ARNAUD ETIENNE ET CIE, St. Henri, Marseille, LES FILS DE JULES BONNET, La Viste, Marseille или TUILERIES ROMAIN BOYER. Каким образом в строительные технологии конца 19-го начала 20-го века вошла черепичная плитка французских производителей мы и попробуем разобраться. Большому разнообразию черепицы французских производителей, объединенной общим конструктивным решением и надписью на внутренней поверхности плитки – ST.HENRI MARSEILLE (г. Санкт – Анри, Марсель), встречающейся, наверное, не на много реже черепицы местных производителей, мы обязаны компании братьев Жозе-Тибо и Франсуа-Ксавье Жилардони. Компания братьев Жилардони была основана в городе Altkirch (Верхний Рейн) в 1834 году, а первый завод по производству черепичной плитки был построен уже в 1835 году. Братьям удалось создать новый, поистине революционный, вариант черепичной плитки, который произвел переворот не только в самом производственном процессе, но и в технологии кровельных работ. Дело в том, что ранее использовавшаяся черепица представляла собой плоскую плитку с «крюком» для зацепа за рейку обрешетки, для предотвращения скольжения, и накладывалась внахлест только с одного края. Таким образом, чтобы добиться водонепроницаемости крыши, черепицу приходилось укладывать на раствор в два – три слоя. Новый вариант, разработанный братьями Жилардони, был снабжен блокировочными пазами, что позволяло укладывать плитку в один слой, плотно скрепляя между собой, и желобовидным продольным углублением по середине, обеспечивавшим отсутствие деформации плитки во время сушки и добавлявшим прочности. В 1850 году компания разрабатывает второй вариант черепицы с двойной блокировкой, которая в последствие получит высшие награды Парижских выставок 1855 и 1867 гг. и выставок в Лондоне в 1889, 1900 и 1908 гг. В 1851 году группа Марсельских производителей приняла решение об объединении в Société Générale des Tuileries, которое, ориентировочно, после 1900 года было преобразовано в Société Générale des Tuileries de Marseille (3). Вполне возможно, что в это объединение вошли уже знакомые нам производители черепицы SAUMATI FRERES (Братья Сомати), LES FILS DE JULES BONNET (Сын Жюля Боне), GUICHARD FRERES (Братья Гишар), PIERRE SACOMAN (Пьер Сакоман), PIERRE AMEDEE (Пьер Амеди), ANTOINE SACOMAN (Антуан Сакоман). Использование единого (канонического) образца для изготовления «Марсельской черепицы» делало безликим саму плитку и тогда некоторые производители стали вносить коррективы во внешний облик своей продукции, используя наравне с указанием наименования завода декоративный орнамент или отличительный знак в виде фигурки животного или насекомого. Австралийские исследователи Барри Грум (Barry Groom) и Сьюзан Бур (Susan Bures) в своем докладе «Wunderlich Project Report» [4] (Вундерлих. Отчет по проекту), посвященном деятельности австралийской компании Wunderlich – производителя и импортера кровельных материалов, привезшей в Австралию, в том числе, и Марсельскую черепицу, выделяют 9 различных клейм, встречавшихся на Марсельской черепице в период с 1892 по 1914 гг. К их классификации мы добавим клеймо еще одного производителя - REY FRERES, чья черепица с изображением жезла Меркурия встречается на крышах домов западной части Кубани. К 1920 году изготовление черепицы и кирпича Обществом TUILERIES ROMAIN BOYER достигает максимального уровня, на предприятии Этьена Бойера работает уже более 250 человек, рынок сбыта включает в себя не только государства западной Европы, но и некоторые восточные страны, в том числе и Россию. К 1967 году месторождение глин истощилось, и производство было закрыто (5). В период активного развития черепичного производства во Франции внутренние и внешние торговые и промышленные отношения в Черноморской губернии и соседней Кубанской области испытывали бурный подъем. В 1888 году вводится в эксплуатацию железнодорожная линия Тихорецкая-Новороссийская, в г. Новороссийске открываются иностранные консульства Италии, Бельгии, Франции и еще ряда европейских стран, ставших основными импортерами кубанского хлеба, нефти, цемента и множества других промышленных и сельскохозяйственных товаров. Большое количество грузов из Европы поступает в Новороссийский порт через морские порты Феодоссии, Одессы и Керчи. Если потребности населения северо-восточной части Кубанской области в строительных материалах во многом удовлетворяла Владикавказская железная дорога, то для населения низовий р. Кубань основным поставщиком необходимой в хозяйстве продукции становится речное судоходство. Учитывая, что безлесная местность левобережья р. Кубани в достаточной мере не обеспечивала потребности местного населения в кровельных материалах, логично предположить, что купцами завозилась и черепичная плитка, приходившая морскими судами из Марселя в порты Одессы и Феодоссии, а оттуда, через Керчь, в Темрюк и Новороссийск. Это предположение косвенно подтверждается и присутствием на крышах кубанских хат черепицы «марсельского типа» с изображением фигурки лежащего льва и надписью TUILERIE DE SAINTE ANNE THEODOSIE – CRIMEE (Черепица Святой Анны Феодосия - Крым). Д.А.Решмет
|
© 2023 Решмет Д.А. |