Часть 5

Связь и автотранспорт дивизии


Рассказывает бывший начальник связи Сухумской дивизии капитан Житников И.Л. – ныне полковник в отставке:
«За время боев в низовьях Кубани связисты обеспечивали бесперебойную связь со всеми частями и подразделениями дивизии, со штабом Армии и Управлением ВВ НКВД СССР г.Москва. Связь была, в основном, по радио, а также дублирующими средствами. При наступлении 274 сп на хут. Свистельников погиб командир роты связи этого полка старший лейтенант Кисляков, погиб, прокладывая связь, связист Коля Васольченко, житель станицы Львовской Краснодарского края. Отличились связисты при проводке связи сержант Гусаров Иван Петрович, Тюленев Георгий, Лебедев Леонтий, начальник радиостанции Даниил Шейкин, сержанты Лыткин и Фирсов, командир радио-взвода старший лейтенант Таран, девушки связистки-радистки Лидия Паршилова, Вера Болдырева. Тоня Кишкина и Нина Дешевая.

Под огнем противника осуществляли проводную связь командиры взводов связи лейтенанты Левченко В., Мальцев Н., Петренко И. Особо отличился фельдшер отдельной роты связи Михаил Гордон, под артиллерийским огнем восстановил связь с полком. За это был награжден медалью «За боевые заслуги». Постоянно обеспечивал бесперебойную связь командир штабного взвода ст. лейтенант Виссарион Гавашели. Связист Максименко К. из своей винтовки сбил вражеский самолет, за что был награжден командующим Армии орденом Отечественной войны. Так бесстрашно воевали связисты Сухумской дивизии в низовьях Кубани весной 1943 года.

В своих воспоминаниях помощник начальника связи дивизии по радио ст.лейтенант Павленко И.С., ныне подполковник в отставке, говорит: «По долгу службы мне приходилось бывать во всех частях дивизии, и я видел, с каким желанием бойцы и командиры рвались в бой, чтобы быстрей освободить Кубань от фашистов. Дело в том, что подавляющее большинство бойцов в частях были жители Кубани, и поэтому их стремление освободить свою землю, хутора и станицы от фашистов понятны всем.
Запомнились отдельные эпизоды и их участники боев. Боец 266 сп Бардюков Г.Я. при очередной атаке, как более опытный, уже не раз, участвовавший до этого в боях, вел за собой молодых кубанских воинов в атаку. 28 апреля под селом Калабатка его тяжело ранило. Как стало известно много лет спустя, Бардюков Г.Я. остался живой, продолжает трудиться, часто выступает перед молодежью и передает им свой огромный боевой и трудовой опыт.

26 мая при штурме высоты 121,4 был ранен автоматчик Чайка Д.Л., ныне майор в отставке. Коллектив ветеранов Сухумской дивизии на своей первой встрече избрал его председателем Совета ветеранов Сухумской дивизии. В период бомбежки командного пункта дивизии 12 апреля 1943 года я был контужен. Мои товарищи по оружию вытащили меня из-под 3-х метрового слоя земли и отправили в санбат для лечения. За 18 суток мой молодой организм восстановился и уже 30 апреля я возвратился в штаб дивизии.
Организация связи штаба дивизии была поставлена на должном уровне и работала бесперебойно со всеми полками и подразделениями. Это подтверждают такие факты, что только за обеспечение устойчивой связи лучшие связисты были награждены орденами и медалями. Это: Житников И.П., Багдасарян Б.И., Крутиков И., Раков, Лебедев, Василенко, Гевашвили, Шейнин, Мальцев Н.В., Айзенберг, Левченко, Диденко А.А., Пустовой Г.А., Бердник И.Ф., Петров, Болдырева В., Кишкина Тоня и многие другие.

Нашему поколению судьба отвела мало времени для радостной мирной жизни. Мы не отлюбили, не отгуляли. Нам помешала война. Война – это несчастье для народа. Сколько она безжалостно поглотила молодых человеческих жизней. Все пережитое волнует душу ветерана. Каждая встреча ветеранов-однополчан вызывает в памяти воспоминания о тех далеких, но незабываемых боевых днях в борьбе с фашистами за освобождение Кубани.

Наш долг и обязанность перед памятью погибших помнить о них и никогда не забывать. На встрече ветеранов Сухумской дивизии 9 мая 1988 года связист штаба дивизии Диденко Анатолий Андреевич рассказал:
«В боях за хутор Свистельников необходимо было проложить осевую связь в 274 стрелковый полк, наступающий на главном направлении. Для выполнения этой задачи были выделены секретарь комсомольской организации роты связист Левицкий Тимофей и рядовые Диденко Анатолий и Клюевский Александр. Непростая это была задача. Уже были растянуты две катушки кабеля. Вдруг со стороны противника начался обстрел. Одна мина прямым попаданием угодила в Левицкого, я успел только заметить полетевшие клочки шинели, ремня вместе с землей в воздухе. Я связался со штабом дивизии, получил приказ продолжать устанавливать связь с 274 сп.
Осторожно, по-пластунски с катушкой кабеля и телефоном приполз к горевшему танку, где был Клюевский А., но он оказался тоже убитым. При очередном обстреле почувствовал сильный удар в левую руку, заметил кровь на руке, но боли не чувствовал. Была одна мысль – быстрее восстановить связь с полком и выполнить задачу командования. Эта задача ценой двух погибших моих замечательных товарищей была выполнена».

Товарищ Диденко А.А. после окончания войны длительное время служил в морских погранвойсках по охране Балтийских морских рубежей. Мичман, боцман сторожевого корабля СКР «Зоркий». После службы продолжает работать и до настоящего времени. Много уделяет внимания воспитанию подрастающего поколения. Товарищ Диденко А.А. родился и провел детство на Кубани в х. Лебеди Красноармейского района, Краснодарского края. Живет сейчас в городе Краснодаре. В своих воспоминаниях бывший сержант автовзвода 274 сп. Голубов Георгий Давидович говорит: «нелегкая доля выпала для водителей автотранспортников. Под огнем днем и ночью доставляли боеприпасы, продукты и другие грузы на передовую. Однажды произошел такой случай. При очередном рейсе под хутор Свистельников автомашина вышла из строя. Три дня и ночи под непрерывной бомбежкой мы ремонтировали автомашину, и только к концу третьего дня доставили боеприпасы на передовую. Особенно отличились шоферы – Жиряков Петр, Беринич Леонид Иванович, он потерял ногу, Шумилин Ю. Все они проживают в городе Краснодаре и по сей день продолжают трудиться».

В своих присланных воспоминаниях бывший шофер начальника штаба дивизии Циома Г.Ф. говорит: 
«Авторота при штабе дивизии состояла из трех взводов, командир 1-го взвода легковых машин лейтенант Чистов Семен Митрофанович командир 2-го взвода транспортных автомашин лейтенант Лахмоткин, впоследствии заменил его лейтенант Нудный, командир 3-го взвода транспортных автомашин лейтенант Лысенко. Командиром автороты был лейтенант Елкин В.А., замполит роты – старший лейтенант Морозов, заместитель по технической части – капитан Данилов. В этом составе отдельная авторота все задачи по обеспечению продовольствием, боеприпасами и другим имуществом выполняла бесперебойно, в любую погоду, днем и ночью.

Помню такой эпизод, произошедший со мной. Вез я начальника штаба дивизии и с ним еще два офицера. Мы наехали на противотанковую мину, машина взорвалась и вышла из строя. К счастью, нас всех оглушило, но были все живы. Получив другую автомашину «Виллис», я по-прежнему продолжал возить начальника штаба. 14 мая 1943 года меня спросил адъютант командира дивизии: готовы ли я и автомашина ехать в город Краснодар с командиром дивизии. Я ответил: «Да. Готов», но в последнюю минуту я не поехал, а повез командира дивизии на его же «Эмке» шофер Юрий Григоров. Впоследствии мы все узнали, что командир дивизии и его начальник штаба подполковник Милаков, адъютант лейтенант Парфенов попали под авиационный обстрел, и случилась страшная трагедия. Командир дивизии полковник Микрюков, его шофер Юра Григоров погибли, начальник штаба подполковник Милаков и лейтенант Парфенов тяжело ранены. Вскорости в госпитале подполковник Милаков скончался. Так миновала меня смерть, ведь я должен был ехать в город Краснодар с командованием дивизии. Видимо, такова моя судьба. Прослужил я в войсках до 1949 года, после чего уволился из Армии и продолжал работать до пенсионного возраста.
В настоящее время принимаю участие в общественной работе, выступаю перед молодежью, где стараюсь передать свой боевой и трудовой опыт.
26 мая 1943 года Сухумская дивизия штурмом прорвала оборону на высоте 121,4 и овладела передним краем обороны противника. Дивизия поставленную задачу выполнила.

3 июня 1943 года Сухумская дивизия была сменена частями Красной Армии и выведена из боя. После отдыха дивизия получила новую задачу. Командиром дивизии был назначен полковник Ширяев Г.М., начальником штаба подполковник Игнатов Е.Ф.
Приказом ГКВД НКВД СССР Сухумская дивизия отбыла в распоряжение Северо-Кавказского округа НКВД СССР. На этом боевые действия Сухумской дивизии в низовьях Кубани закончились.

Давно отгремели жестокие бои, зарубцевались раны земли. Сейчас в этих местах зеленеют всходы на бескрайних полях, дарящих людям богатые урожаи. Но для тех, кто в 1943 году принял на территории Славянского района жестокий бой, эта земля навсегда останется в памяти.
Есть еще одно святое место у ветеранов Сухумской дивизии – это хутор Прикубанский, где покоятся 42 наших товарища.
В ноябре 1943 года после тяжелого ранения под Ленинградом вернулся в родной хутор Дмитрий Бабенко. Стал председателем местного колхоза. Сошел весной снег, и увидел Дмитрий Бабенко безымянные могилы. Посадил вербы, поставил деревянный обелиск со звездой. Поклялся установить имена героев. Письма и поездки в военные архивы. Семнадцать фамилий выгравированы теперь уже на гранитном обелиске. С этого момента и было положено начало священному братству ветеранов Сухумской дивизии.

Инициативная группа в составе товарищей Бабенко Дмитрия Филипповича с хутора Прикубанец Славянского района, Бардюкова Григория Яковлевича из города Иваново, проводя огромную работу по розыску ветеранов Сухумской дивизии ВВ НКВД, организовала и провела 26-27 апреля 1985 года первую встречу ветеранов Сухумской дивизии в городе Славянске-на-Кубани.
На встречу приехало 70 ветеранов.

26 Октябрь, 2012 / Просмотров: 3722 / ]]>Печать]]>
© 2024 Решмет Д.А.