«Им было по восемнадцать»

Им было по восемнадцать

    11 апреля 1943 года 300 кубанских девушек по призыву крайкома комсомола надели серые солдатские шинели. Часть из них стала снайперами. В конце июня, закончив курсы, 36 девушек в составе снайперского взвода прибыли на фронт, на «голубую линию». Под станицей Курчанской в составе 19 курсантской стрелковой бригады, а позже в 227 Темрюкской Краснознаменной дивизии они вступили в бой с оккупантами. Только на Кубани отважные комсомолки истребили до батальона гитлеровцев. В этих тяжелых боях они потеряли трех боевых подруг.

  Вот их имена:

 

  • командир отделения, сержант Галя Бущик. Родилась в Краснодаре в 1925 году. Окончила девять классов школы №2. Своей снайперской винтовкой уничтожила 28 вражеских солдат и офицеров. Награждена медалью «За отвагу». Погибла в сентябре 1943 года;
  • сержант-снайпер Нина Бабай. Родилась в Краснодаре в 1925 году. Окончила 9 классов школы №21. Уничтожила 18 оккупантов. Погибла в августе 1943 года;
  • командир снайперского отделения, сержант Рая Терещенко. Родилась в 1925 году в станице Каневской. Окончила девять классов средней школы №1. Истребила 24 гитлеровца. Награждена медалью «За отвагу». Погибла в сентябре 1943 года.

 

  Девушки-воины похоронены у подножия кургана «Радан», что у хутора Свистельникова. Тяжелая судьба постигла этот кубанский хутор. Оказавшись у самой «голубой линии», он был полностью уничтожен вражескими артиллеристами. Трудно было найти места захоронения воинов. Но бывшие снайперы отыскали могилы боевых подруг. Учащиеся и дирекция Краснодарской школы №2 ходатайствовали об увековечивании памяти девушек-снайперов. Принято решение Славянским райисполкомом и Анастасиевским сельсоветом об установлении памятника этим юным защитникам Родины.

  16 октября 1971 года в совхозе «Ордынский» в 10 часов утра у воздвигнутого памятника погибшим будет проведен митинг, посвященный памяти отважных девушек-воинов, отдавших свою жизнь за честь и свободу нашей Родины.

Сегодня мы расскажем об их боевом подвиге.

… на первое боевое задание Галя Бущик пошла с Ниной Бабай. Моросил дождь и темной была та июньская ночь. Снайперов это радовало. Незаметно для врага они перебрались на «ничейную» землю и замаскировались.

  С рассветом фашисты начали выползать из своих нор. В прицеле Гали мелькнула темно-серая фигура, перетянутая офицерскими ремнями и исчезла. «Послежу», - решила девушка. Навела прицел, притихла. Прошло немного времени, гитлеровец показался вновь. Пригнувшись, он крался к небольшой высотке заросшей кустарником. Галя прижала винтовку и плавно нажала на спусковой крючок.

– Есть один!

    Хлопнул второй выстрел. Нина Бабай тоже открыла боевой счет.

    Немцы всполошились. Думая, что снайперы находятся в нашей линии обороны, открыли по ней пулеметный и минометный огонь. А боевая пара продолжала «охоту» невдалеке от позиций врага. В этот первый боевой день Бущик уничтожила троих, а Бабай – двух оккупантов. Ежедневно снайперы меняли места «охоты», кочевали из батальона в батальон. За неделю Бущик уничтожила 10 фашистов и одна из первых в снайперском взводе получила правительственную награду.

    В начале сентября 1943 года снайперский взвод держал оборону на безымянном острове. Галя Бущик получила приказ: установить связь взвода со штабом полка. Взяв с собой Лиду Ефанову, заменившую погибшую Нину Бабай, погрузила в лодку катушку с телефонным проводом, отправилась в путь. Остров находился в Курчанских лиманах, в непосредственной близости от позиций врага. Пройти к нему незамеченными было трудно.

    Скрываясь в камышовых зарослях, девушки продвигались вперед. Показался остров. От него их отделял небольшое плес. На берегу стояли подруги, приветливо махали руками. Они готовились принять катушку и потянуть провод к окопам взвода.

– Можно этот плес пройти побыстрее, - обратилась к командиру отделения Лида Ефанова и приготовилась нажать на весла.

– Тихо!- приказала Бущик. – Здесь нужно осторожно, фрицы услышат, минами забросают.

    И вдруг над головами раздался нарастающий вой.

– Лида, ложись, - мины! – крикнула Галя.

    Лодка качнулась. Ефанова вскрикнула и уронила весла. Галя подхватила подругу, чтобы та не упала за борт, но тут же сама была пронизана пулеметной очередью.

    Так погибла восемнадцатилетняя комсомолка Галя Бущик, сражавшаяся за счастье Родины. Но их место заняли другие девушки-снайперы.

… Зимой сорок третьего года была освобождена от оккупантов  станица Каневская. Три школьные подруги: Рая Терещенко, Люба Вишницкая, Нила Афанасенко, пережившие ужасы гитлеровского нашествия, решили с винтовкой в руках мстить ненавистным врагам. Они пришли в райком комсомола и попросились в армию. Просьбу их удовлетворили. Через несколько месяцев девушки стали снайперами. Боевое крещение они получили под станицей Курчанской.

    На первое задание Рая Терещенко пошла с Нилой Афанасенко. «Охота» была удачной. Подруги за сутки уничтожили пятерых гитлеровцев. С каждым выходом на задание их счет увеличивался. Домой матери Рая писала: «Хожу на охоту», мщу гитлеровцам за все их злодеяния. Уничтожаю столько, сколько увижу в оптический прицел».

    5 сентября Терещенко вывела свое отделение на новое задание. На этот раз окопы немцев были так близки, что Рая слышала их речь.

– Спорят, кому идти за водой, - шепотом перевела она Ниле.

    Девушки лежали на холодной земле, прижав к плечу винтовки. За спиной всходило солнце, и туман, зацепившийся за камыши, начал рассеиваться.

    Нила никогда не могла долго молчать. Даже в этой обстановке она заговорила:

– Раиса, как ты думаешь, когда освободим Кубань, на недельку пустят домой?

    Рая и сама об этом подумала. Но сейчас у нее другие мысли.

– Тихо! – она толкнула в бок подругу. В окуляре прицела появился офицер. Он стоял на коленях у небольшого куста и просматривал в бинокль местность. У девушки часто забилось сердце. «Только б не промахнуться!».

    Рая медленно нажала на спусковой крючок. Фашист взмахнул руками и свалился на спину.

– Туда тебе и дорога! – проговорила Рая и сунула в карман гимнастерки «удачливую» гильзу.

– Молодец, Райка, молодец! – возбужденно прошептала Нила. – Офицеров никак упускать нельзя.

    Гитлеровцы всполошились. Над «ничейной» полосой завыли мины. Перед окопчиком девушек вздрогнула и встала на дыбы земля. Взрыв… еще взрыв… Афанасенко уронила винтовку. Оглушенная, она не понимала что с ней. Ощупывая себя, Нила вспомнила про подругу.

– Рая! – позвала она. Но не услышала своего голоса, поползла к Терещенко. Рая лежала неподвижно. Русые ее волосы разметались по все еще дымящейся земле, в левом плече зияла рваная кровавая рана.

    Похоронили Раю Терещенко со всеми воинскими почестями. И положили ее рядом с боевыми подругами у горевшего огнем кургана «Радан».

    Шли годы, но о юных защитницах Родины не забывали. Их имена носят пионерское отряды школ, где они учились. А теперь их подвигу воздвигнут памятник.

А. Костенков
Краснодар – Славянск
газета «Заря Кубани» 14 октября 1971 года 

6 Февраль, 2012 / Просмотров: 6249 / ]]>Печать]]>
© 2024 Решмет Д.А.