Сайт общества любителей истории и краеведения
|
|
|
Из истории боевого пути 100-го ГИАПКраткий исторический очерк о боевых действиях 100 гвардейского истребительного орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого Ченстоховского авиационного полка в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
1 апреля 1938 года эта эскадрилья была преобразована в 45 истребительный авиаполк. Первым командиром полка был майор Ильин, а с 25 апреля 1939 года – его сменил на этом посту майор Дзусов Ибрагим Магометович. Полк был вооружен самолетами И-16, И-15, И-15 «бис» - биплан с убирающимся шасси «Чайка». Основой летного состава были высоко подготовленные к полетам днем и ночью летчики, а Павлюк, Косенков и другие, имели богатый опыт боев в небе Испании и Китая. В конце 1940 и начале 1941 года полк перевооружен на отличный, по тому времени, самолет ЯК-1. Начало Великой Отечественной войны застало полк в Баку, на аэродроме Кишлы. Первым боевым заданием для личного состава полка было участие в операции по вводу советских войск в Иран с целью предотвращения захвата этой страны другими дер-жавами и использования ее против СССР. Эта задача состояла в том, чтобы прикрыть сосредоточение плавсредств в Бакинской бухте, посадку на них войск и переход каравана судов по Каспийскому морю. Операция длилась всего одну ночь. Летчики непрерывным дежурством в ночном небе над морем показали высокий уровень подготовки и способность выполнять боевые задания. 9 января 1942 года полк вылетел на фронт и вошел в состав 72 ИАД Крымского фронта. Если летный состав перебазировался нормально, то технический состав и штаб сразу были опалены дыханием войны, так как теплоход, на борту которого они были, подорвался на мине и затонул. Так, не сделав еще ни одного боевого вылета полк лишился штабного и технического имущества, лётной документации. Оборонительные бои на Крымском фронте,
оборона Севастополя (январь-июль 1942 год)
За первые пять месяцев 1942 года летчики совершили 1087 боевых вылетов, провели 148 воздушных боев, сбили в воздухе 36 самолетов противника 14 – уничтожили на земле. Полк потерял 6 летчиков – Николая Хохлова, Юрия Шумского, Александра Зотова, Ивана Кацапова, Федора Башкирова, Павла Леонтьева. Полк понес потери и младших авиаспециалистов, которые попали под бомбежку на Керченской переправе. 10 июня была сформирована сборная эскадрилья под командованием капитана Аленина для защиты осажденного Севастополя. С аэродрома Херсонесский Маяк эскадрилья вела боевую работу в тяжелейших условиях непосредственной близости фашистских войск, когда летное поле просматривалось с высоты, занятой противником, прострелива-лось его артиллерией и контролировалось его истребителями. Оборонительные бои на Северном Кавказе
(июль – сентябрь 1942 год)
В воздушных боях здесь отличились командир звена Василий Вазиян, младший лейтенант Александр Филатов, заместитель командира полка капитан Аленин, командир эскадрильи Михаил Петров, командиры звеньев Николай Левицкий и Дмитрий Глинка и другие. В воздушном бою 23 августа против 6 Ме-109, летчик Вазиян одного фашиста сбил, а когда кончились боеприпасы, второго таранил, а сам покинул неуправляемый, подбитый самолет на малой высоте, но парашют не успел раскрыться. Он дрался до смерти, но не ушел с поля боя. 28 августа в групповом воздушном бою с 6 Ме-109, сбил одного немца Александр Филатов, но сам был атакован, самолет загорелся. Филатов служил в полку с 1938 года, он внес в боевую летопись полка самые яркие страницы. Он сбил 8 самолетов противника, славился как лучший воздушный стрелок, его маневры при атаках были стремительны, неожиданные, изобретательны. Летом 1942 года в районе Ставрополя самолет Вазияна был сильно поврежден. Рядом по дорогам шли наступающие фашистские танки, самолет взлететь не мог. Приказ – сжечь его. Но Вазиян и техники Леонид Бурлаков, Константин Ратушный и Лев Литвин приложив невероятную изобретательность и проявив героизм, сумели за ночь отремонтировать самолет. Почти на глазах у фашистов, Вазиян взлетел на своем ЯК-е и благополучно прилетел на новый аэродром полка. Позже туда добрались и техники. Боевые операции на Кубани
(февраль-июль 1943 год)
Сдерживая натиск наступающих советских войск, гитлеровцы решили дать бой на Кубани, на заранее подготовленной линии обороны, так называемой «Голубой линии». Здесь и решался вопрос о господстве в воздухе. В небе Кубани разыгралось величайшее на всю войну воздушное сражение, в котором участвовало более чем по тысячи самолетов с каждой стороны. Впервые господство в воздухе, которое прочно удерживали немцы, было завоевано советской авиацией. Полк активно участвовал в этой битве, выполняя задания командования по прикрытию своих войск, по сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков. Вели бои с истребителями противника. Почти все вылеты были с боями, а некоторые группы за один вылет проводили по 2 воздушных боя. В особо «жаркие» дни, особенно, в марте – апреле 1943 года на каждого летчика приходилось до 8 боевых вылетов в день и почти каждый с боем. За время боев на Кубани, летчики полка сбили 118 немецких самолетов. Это требовало от каждого летчика большого мужества и героизма, от каждого техника-самоотверженности. И люди проявляли массовый героизм. Звание Героя Советского Союза 1 мая 1943 года за бои в небе Кубани, присвоено Борису и Дмитрию Глинка, Павлу Берестневу, Николаю Кудря и Дмитрию Коваль, большая группа летчиков, техников, младших авиаспециалистов, офицеров была награждена орденами и медалями. 45 полк 18 июня 1943 года был преобразован в 100 гвардейский истребительный авиаполк. Бои за освобождение Мариуполя и Юга Украины
(август-декабрь 1943 год)
В ознаменования освобождения родного города трудящиеся и школьники Мариуполя на собранные ими деньги приобрели 2 самолета и подарили – один Герою Советского Союза Василию Шаренко, а другой, от школьников – Герою Советского Союза Ивану Бабаку. В 1945 году этот самолет был передан летчику Григорию Дольникову. На самолете – подарке летчики воевали до полного разгрома фашистской Германии и сбили 28 стервятников. Григорий Дольников, тогда еще молодой летчик, отличился в боях под Мелитополем. Он сбил два фашистских самолета, но в одном из воздушных боев сам был сбит и опустился на парашюте в расположении немецких войск. После освобождения Таганрога, Мариуполя, Нагайска, Мелитополя с рубежа р. Молочная, полк вел борьбу с немецкой авиацией, которая пыталась как-то защитить свои войска запертые в Крыму. Производили вылеты на «свободную охоту». Далеко в тылу врага «охотники» били по вражеским ж.д. эшелонам, по скоплениям войск и техники, по движущимся объектам. В «свободной охоте» особенно преуспевали Шаренко, Бондаренко, Кондратьев, Марков, Ловицкий, Щурубов. Задания по прикрытию наших войск на Перекопе и Сиваше, полк выполнял до 5 января 1944 года. Вместе с другими полками дивизии, до мая 1944 года 100 гвардейский ИАП находился в резерве Верховного Главного командования на аэродроме Черниговка, где заново формировался, получил новые самолеты. Из Черниговки убыл с повышением командир дивизии, а ранее, первый командир полка И.М. Дзусов. С этим командиром полк связывало многое. Он учил нас летать, готовил из нас командиров, учил воевать и побеждать врага. Учил словом, рассказом, личным примером, добрым советом. Зная каждого летчика и техника, проявлял о них отеческую заботу. 8 мая 1945 года на аэродроме Гроссенхайн, личный состав полка застало радостное сообщение об окончании войны. За период войны – с января 1942 года по 9 мая 1945 года летчики полка совершили 8.223 боевых вылета, провели 975 воздушных боев, в которых сбили 502 фашистских самолета. В боевом коллективе полка выросло и воспиталось 10 Героев Советского Союза и 1 – Дважды Герой Советского Союза. |
© 2024 Решмет Д.А. |