Из истории боевого пути 100-го ГИАП

Краткий исторический очерк о боевых действиях 100 гвардейского истребительного орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого Ченстоховского авиационного полка в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.


45 истребительный авиаполк, преобразованный в 100 гвардейский Истребительный орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2 степени Ченстоховский авиаполк берет свое начало в 1932 году, когда в городе Баку была сформирована 2-я истребительная авиаэскадрилья, входившая в состав 95 Бакинской авиабригады. На её вооружении были самолеты И-4. Её задачей была противоздушная оборона нефтедобывающего Апшеронского полуострова.

1 апреля 1938 года эта эскадрилья была преобразована в 45 истребительный авиаполк. Первым командиром полка был майор Ильин, а с 25 апреля 1939 года – его сменил на этом посту майор Дзусов Ибрагим Магометович. Полк был вооружен самолетами И-16, И-15, И-15 «бис» - биплан с убирающимся шасси «Чайка». Основой летного состава были высоко подготовленные к полетам днем и ночью летчики, а Павлюк, Косенков и другие, имели богатый опыт боев в небе Испании и Китая. В конце 1940 и начале 1941 года полк перевооружен на отличный, по тому времени, самолет ЯК-1.

Начало Великой Отечественной войны застало полк в Баку, на аэродроме Кишлы. Первым боевым заданием для личного состава полка было участие в операции по вводу советских войск в Иран с целью предотвращения захвата этой страны другими дер-жавами и использования ее против СССР. Эта задача состояла в том, чтобы прикрыть сосредоточение плавсредств в Бакинской бухте, посадку на них войск и переход каравана судов по Каспийскому морю. Операция длилась всего одну ночь. Летчики непрерывным дежурством в ночном небе над морем показали высокий уровень подготовки и способность выполнять боевые задания.

9 января 1942 года полк вылетел на фронт и вошел в состав 72 ИАД Крымского фронта. Если летный состав перебазировался нормально, то технический состав и штаб сразу были опалены дыханием войны, так как теплоход, на борту которого они были, подорвался на мине и затонул. Так, не сделав еще ни одного боевого вылета полк лишился штабного и технического имущества, лётной документации.
За годы войны полк участвовал в следующих боевых операциях:

Оборонительные бои на Крымском фронте,

оборона Севастополя (январь-июль 1942 год)


С аэродромов Керченского полуострова полк прикрывал наземные войска, сопровождая бомбардировщиков, летал на разведку и штурмовку войск противника. Здесь полк испытал радость первых побед и горечь первых потерь своих товарищей. Гневом и ненавистью к фашистам наполнились наши сердца, когда недалеко от аэродрома Керчь 2 своими глазами мы увидели противотанковый ров, заполненный трупами советских людей всех возрастов, от грудных детей на руках у матерей до стариков. И это призывало к мщению.

За первые пять месяцев 1942 года летчики совершили 1087 боевых вылетов, провели 148 воздушных боев, сбили в воздухе 36 самолетов противника 14 – уничтожили на земле. Полк потерял 6 летчиков – Николая Хохлова, Юрия Шумского, Александра Зотова, Ивана Кацапова, Федора Башкирова, Павла Леонтьева. Полк понес потери и младших авиаспециалистов, которые попали под бомбежку на Керченской переправе.

10 июня была сформирована сборная эскадрилья под командованием капитана Аленина для защиты осажденного Севастополя. С аэродрома Херсонесский Маяк эскадрилья вела боевую работу в тяжелейших условиях непосредственной близости фашистских войск, когда летное поле просматривалось с высоты, занятой противником, прострелива-лось его артиллерией и контролировалось его истребителями. 
Но и в этих условиях, до 2 июля, эскадрилья капитана Аленина воевала доблестно и в 107 воздушных боях сбила 25 фашистских самолетов, оказала большую помощь героическим защитникам Севастополя.
10 июля полк перебазировался на аэродром Белая Калитва и вошел в состав 216 авиадивизии, впоследствии преобразованной в 9 Гвардейскую.

Оборонительные бои на Северном Кавказе

(июль – сентябрь 1942 год)


Особенность этого участка фронта состояла в том, что немцы готовили здесь крупнейшее наступление года – на Сталинград и Северный Кавказ, чтобы открыть себе пути к Волге и Кавказской нефти. Обстановка высокой активности фашистских войск и их авиации требовала максимального напряжения сил наших летчиков. Каждому из них приходилось совершать по 5-6 боевых вылетов в день главным образом на штурмовку с воздуха. Били по танкам, автомашинам с войсками, сопровождали полки ИЛ-2. Были случаи, когда оружие наших самолетов использовались по наступающим наземным войскам фашистов, чтобы задержать их наступление, помочь нашей пехоте. Нагрузка на личный состав была огромная, самолеты находились на земле только для заправки их горючим и боекомплектом. Вместе с летчиками самоотверженно работал и технический состав, который в полевых условиях научился быстро готовить самолеты к новым вылетам, восстанавливать подбитые машины, латать пробоины. Трудности и напряженность боевой работы осложнялись тем, что полк был вынужден каждые 3-4 дня, а иногда и чаще, менять аэродромы и часть технического состава постоянно находилась в пути, каждый работал за двоих. В этот период летчики сбили 34 немецких самолета.

В воздушных боях здесь отличились командир звена Василий Вазиян, младший лейтенант Александр Филатов, заместитель командира полка капитан Аленин, командир эскадрильи Михаил Петров, командиры звеньев Николай Левицкий и Дмитрий Глинка и другие. В воздушном бою 23 августа против 6 Ме-109, летчик Вазиян одного фашиста сбил, а когда кончились боеприпасы, второго таранил, а сам покинул неуправляемый, подбитый самолет на малой высоте, но парашют не успел раскрыться. Он дрался до смерти, но не ушел с поля боя.

28 августа в групповом воздушном бою с 6 Ме-109, сбил одного немца Александр Филатов, но сам был атакован, самолет загорелся. Филатов служил в полку с 1938 года, он внес в боевую летопись полка самые яркие страницы. Он сбил 8 самолетов противника, славился как лучший воздушный стрелок, его маневры при атаках были стремительны, неожиданные, изобретательны.

Летом 1942 года в районе Ставрополя самолет Вазияна был сильно поврежден. Рядом по дорогам шли наступающие фашистские танки, самолет взлететь не мог. Приказ – сжечь его. Но Вазиян и техники Леонид Бурлаков, Константин Ратушный и Лев Литвин приложив невероятную изобретательность и проявив героизм, сумели за ночь отремонтировать самолет. Почти на глазах у фашистов, Вазиян взлетел на своем ЯК-е и благополучно прилетел на новый аэродром полка. Позже туда добрались и техники.

Боевые операции на Кубани

(февраль-июль 1943 год)


С сентября 1942 года по февраль 1943 года полк находился на тыловых аэродромах в Закавказье, где пополнился молодыми летчиками, переучивался на новые самолеты. В середине февраля 1943 года 45 полк в составе 4 эскадрилий прибыл на фронтовой аэродром в станице Поповическая на Кубани, вновь вошел в 9 гвардейскую истребительную авиадивизию и до конца войны действовал в ее составе.
К этому времени Советская Армия успешно вела наступательные бои на Сталинградском фронте, уничтожила окруженную здесь группировку Паулюса и прогнала фашистов с Кавказа.

Сдерживая натиск наступающих советских войск, гитлеровцы решили дать бой на Кубани, на заранее подготовленной линии обороны, так называемой «Голубой линии». Здесь и решался вопрос о господстве в воздухе. В небе Кубани разыгралось величайшее на всю войну воздушное сражение, в котором участвовало более чем по тысячи самолетов с каждой стороны. Впервые господство в воздухе, которое прочно удерживали немцы, было завоевано советской авиацией. Полк активно участвовал в этой битве, выполняя задания командования по прикрытию своих войск, по сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков. Вели бои с истребителями противника. Почти все вылеты были с боями, а некоторые группы за один вылет проводили по 2 воздушных боя. В особо «жаркие» дни, особенно, в марте – апреле 1943 года на каждого летчика приходилось до 8 боевых вылетов в день и почти каждый с боем. За время боев на Кубани, летчики полка сбили 118 немецких самолетов. Это требовало от каждого летчика большого мужества и героизма, от каждого техника-самоотверженности. И люди проявляли массовый героизм. Звание Героя Советского Союза 1 мая 1943 года за бои в небе Кубани, присвоено Борису и Дмитрию Глинка, Павлу Берестневу, Николаю Кудря и Дмитрию Коваль, большая группа летчиков, техников, младших авиаспециалистов, офицеров была награждена орденами и медалями. 45 полк 18 июня 1943 года был преобразован в 100 гвардейский истребительный авиаполк.

Бои за освобождение Мариуполя и Юга Украины

(август-декабрь 1943 год)


Советские войска освобождали Северный Кавказ и шли на Донбасс и Юг Украины. Дивизия и полк вошли в состав 8 Возд. Армии 4 Украинского фронта. Полк активно участвовал в освобождении Мариуполя и Мелитополя. 10 сентября Мариуполь был взят нашими войсками и за участие в его освобождении дивизия получила наименование «Мариупольская». На подступах к Мариуполю, в одном из воздушных боев 22 августа 1943 года совершил подвиг и геройски погиб ветеран полка, командир эскадрильи капитан Гедалий Давидович Микитянский. В воздушном бою с численно-превосходящим противником, он сбил Ю-88, но во время этой атаки сам попал под удар немецкого истребителя, был тяжело ранен и направил свой горящий самолет на вражеский бомбардировщик, врезался в него и вместе с ним упал в Азовское море в районе между Новоазовском и Мариуполем. Под Мариуполем отличились Герой Советского Союза Иван Бабак, Григорий Дольников, Василий Шаренко, Николай Лавицкий и многие другие летчики.

В ознаменования освобождения родного города трудящиеся и школьники Мариуполя на собранные ими деньги приобрели 2 самолета и подарили – один Герою Советского Союза Василию Шаренко, а другой, от школьников – Герою Советского Союза Ивану Бабаку. В 1945 году этот самолет был передан летчику Григорию Дольникову. На самолете – подарке летчики воевали до полного разгрома фашистской Германии и сбили 28 стервятников. Григорий Дольников, тогда еще молодой летчик, отличился в боях под Мелитополем. Он сбил два фашистских самолета, но в одном из воздушных боев сам был сбит и опустился на парашюте в расположении немецких войск.
Находясь в плену, Дольников вошел в подпольный комитет лагеря и организовал побег. Затем, связался с подпольщиками гор. Николаева, принимал активное участие в их работе, вплоть до освобождения города. Вернулся в свой родной полк, продолжая бить фашистов, сбил еще 13 вражеских самолета. В настоящее время генерал-лейтенант авиации Григорий Устинович Дольников продолжает службу в Советской Армии, занимая ряд крупных командных постов, был депутатом Верховного Совета Грузинской ССР, а теперь он – заместитель начальника Военно-Воздушной Академии имени Ю.А.Гагарина.

После освобождения Таганрога, Мариуполя, Нагайска, Мелитополя с рубежа р. Молочная, полк вел борьбу с немецкой авиацией, которая пыталась как-то защитить свои войска запертые в Крыму. Производили вылеты на «свободную охоту». Далеко в тылу врага «охотники» били по вражеским ж.д. эшелонам, по скоплениям войск и техники, по движущимся объектам. В «свободной охоте» особенно преуспевали Шаренко, Бондаренко, Кондратьев, Марков, Ловицкий, Щурубов. Задания по прикрытию наших войск на Перекопе и Сиваше, полк выполнял до 5 января 1944 года.

Вместе с другими полками дивизии, до мая 1944 года 100 гвардейский ИАП находился в резерве Верховного Главного командования на аэродроме Черниговка, где заново формировался, получил новые самолеты. Из Черниговки убыл с повышением командир дивизии, а ранее, первый командир полка И.М. Дзусов. С этим командиром полк связывало многое. Он учил нас летать, готовил из нас командиров, учил воевать и побеждать врага. Учил словом, рассказом, личным примером, добрым советом. Зная каждого летчика и техника, проявлял о них отеческую заботу.
И.М. Дзусов кончил войну Героем Советского Союза, гвардии генерал-майор авиации. Далее, с мая 1944 года до 9 мая 1945 года полк участвовал в следующих операциях 1 Украинского фронта:
«Ясская» - с задачей прикрытия наземных войск от ударов с воздуха и воздушная разведка. 
«Львовско-Сандомирская» - где с аэродромов Михалувка, Незнанув, Лисьи Ямы, Смолинцы, Ежове участвовали в самых ожесточенных боях имевшим место на этом направлении, в которых менее чем за один месяц – с 8 июля по 1 августа было сбито 27 немецких самолетов, а затем, до конца года, еще 13 самолетов. 
«Ченстоховская» - январь 1945 год. Проведено 17 воздушных боев, сбито 2 самолета противника. За участие в этой операции полк получил собственное наименование «Ченстоховский».
Участие в заключительных боях в Германии из Берлинской операции – боевая работа велась с аэродрома Аслау, где для взлета и посадки использовалась автострада Берлин-Бреслау, с 22 апреля – с аэродрома Нейхаузен. В этот период наши летчики встречали сильный огонь зенитной артиллерии. Главным объектом действий был Берлин. Наша задача состояла в том, чтобы надежно прикрыть свои войска, обеспечить действия других видов авиации, наносить удары по разрозненным группировкам фашистских войск, отступающих на Запад.
4 мая 1945 года летный состав совершил экскурсию в поверженный Берлин.

8 мая 1945 года на аэродроме Гроссенхайн, личный состав полка застало радостное сообщение об окончании войны.
Несмотря на это, 9 и 10 мая продолжались полеты на защиту столицы Чехословакии – город Прага, которую в бессильной злобе фашисты хотели разрушить. В последних полетах – 9 мая 1945 года – с задачей прикрытия Праги, участвовали Петров-Кочкин, Сенюта-Сальнин, Лихонос-Симковский. Эту группу, которой командовал Михаил Петров, сменила группа Дольникова в составе: Антониева, Патрушева, Кондратьева, Гулькина, Руденского, Бякова, Жарикова. Последний заключительный полет на разведку 10 мая выполнили летчики Чулаев и Косьменков.
45-й полк закончил Великую Отечественную войну с полным наименованием:
100 гвардейский истребительный, орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого, Ченстоховский авиационный полк.

За период войны – с января 1942 года по 9 мая 1945 года летчики полка совершили 8.223 боевых вылета, провели 975 воздушных боев, в которых сбили 502 фашистских самолета. В боевом коллективе полка выросло и воспиталось 10 Героев Советского Союза и 1 – Дважды Герой Советского Союза.

5 Сентябрь, 2012 / Просмотров: 5157 / ]]>Печать]]>
© 2024 Решмет Д.А.