Справка о боевом пути 9-ой ГИАД (В.Сапьян)

Справка

о боевом пути и боевой работе 9-й гвардейской

Ордена Ленина Краснознаменной Ордена Богдана Хмельницкого,

Мариупольско-Берлинской истребительной авиационной дивизии


В составе 4-й воздушной армии Южного фронта 22 мая 1942 года была сформирована 216 истребительная дивизия под командованием генерал-майора авиации Шевченко В.И. Боевой путь дивизии начался в донских степях. Горечь отступления до Терека не сломил боевого духа летчиков, техников и других специалистов. Они громили врага в воздухе, на земле, на переправах.

Только за несколько дней июля 1942 года самолеты дивизии совершили около 600 боевых вылетов на переправу немцев через Дон у станицы Николаевской и 6 раз разрушали переправу, уничтожили при этом 30 танков и много солдат противника.
2 октября 1942 года 21 истребитель дивизии совершил налет на аэродром у станицы Солдатской. Было сожжено на земле 12 самолетов, 7 самолетов повреждено, а 5 – уничтожено в воздухе. Из наших самолетов был потерян один – на нем геройски погиб командир группы Герой Советского Союза И.М.Пилипенко.

Командование сухопутных войск высоко оценивало действия наших пилотов. Генерал Кириченко – командир гвардейского кавалерийского корпуса писал командиру 216 ИАД: «Казаки и командиры выражают Вам свое казачье спасибо за вашу совместную работу по уничтожению противника. Мне лично приходилось наблюдать действия над целью многих летчиков, и все их удары считаю отличными».
В воздушных боях на Тереке, над Сунженскими перевалами многие летчики совершали подвиги. Особенно отличался Александр Иванович Филатов, имевший 7 сбитых самолетов врага и награжденный орденом Ленина и орденом Красного Знамени. Летчики Василий Демьянович Вазиян в неравном бою 23 августа 1942 года, будучи раненым, таранил истребитель врага. Много было и других примеров мужества наших отважных соколов.

1943 год принес радость наступления – освобождения родной земли от фашистских захватчиков. В марте месяце полки дивизии под командованием генерала Бормана А.В. перелетают на аэродромы Краснодара, Кореновска и Калининской (Поповической).
Начиналось знаменитое Кубанское воздушное сражение весны 1943 года. 10-11 марта 1943 года в воздушных боях над станицей Абинской (ныне город Абинск), только летчики 45 ИАП (впоследствии – 100-го гвардейского), сбивали до 17 самолетов противника в день.
Летчики дивизии дрались над Голубой линией, над Малой землей в Новороссийске, над Керченским проливом.

Немцы уже к 20 апреля 1943 года сосредоточили в Крыму и на Тамани до 1000 боевых самолетов, что составляло 38% всей авиации противника на Советско-германском фронте. Здесь были: 3-я эскадра «Удет», 51-я эскадра «Мельдерс», 54-я эскадра «Зеленое сердце» и другие отборные фашистские соединения. На Тамань была переброшена специальная группа ассов для борьбы с нашими истребителями. Немцы намеривались взять реванш в воздухе за поражение под Сталинградом.

После усиления наша авиация располагала 950 исправными боевыми машинами различного назначения.
Развернулась напряженная борьба за господство в воздухе. Ежедневно дралось несколько сотен самолетов. Нередко количество истребителей, участвовавших одновременно в бою, доходило до 40-50 и более, воздушные бои длились часами. В отдельные дни происходило до 50 и более воздушных боев, уничтожалось до 80 самолетов врага – почти каждые 10 минут падал сбитый самолет. Некоторые экипажи, начиная воздушный бой в 6 часов утра, уходили на свои аэродромы, заправлялись и снова летели и продолжали бой.

Воздушное сражение на Кубани явилось школой боевого опыта для авиационных командиров всех степеней.
Здесь родилась слава летчиков и 216 ИАД! Покрышкин А.И. и братья Д.Б. и Б.Б.Глинки, Речкалов Г.А. и Вадим Фадеев, Николай Кудря и многие и многие другие обрели здесь славу Ассов. Здесь родилась новая тактика воздушного боя.
Её разрабатывали боевые летчики всех соединений. Но особенно много нового внесли Александр Иванович Покрышкин, Ибрагим Магометович Дзусов и другие отважные летчики. «Кубанская этажерка» - достойный вклад в развитие тактики военно-воздушных сил Советской Армии.
Советские летчики вышли победителями в борьбе за господство в небе. Они нанесли жестокое поражение хваленным фашистским ассам.
Началось безраздельное господство в воздухе советской авиации.

За активное участие в Кубанском воздушном сражении весны 1943 года, за проявленный личным составом героизм, 216 ИАД 17 июня 1943 года переименована в 9 гвардейскую истребительную авиационную дивизию. В воздушном бою с большой группой немецких бомбардировщиков и истребителей в районе Черноерковской – Петровской 22 марта 1943 года в 15 часов 30 минут летчик 100 гв. ИАП Иван Леонтьевич Шматко таранил фашистский самолет и погиб смертью героя (имел 10 сбитых немецких самолетов, награжден тремя орденами Боевого Красного Знамени).

После Кубани в июле 1943 года дивизия была перебазирована на юг Украины – там начиналась битва за Донбасс.
Упорные воздушные бои при прорыве обороны противника в районе Саур-Могилы, окружение группировки немцев в Таганроге, активное участие в боях за освобождение города Мариуполя – это основные вехи боевого пути в тот период. В сентябре 1943 года дивизия получает собственное наименование - Мариупольская. Дальше были бои на реке Молочной, за Мелитополь. Потом – рейд на легендарную Каховку и Крымский перекоп. К концу 1943 года на боевом счету дивизии уже числилось более 500 сбитых вражеских самолетов.
Летчики с честью несли Гвардейское Знамя.

Жестокие воздушные бои велись в мае-июне 1944 года в районе ЯСС на реке Прут.
Завершая освобождение советской земли от фашистских захватчиков, дивизия в составе 7 ИАК участвовала во Львовско-Сандомирской операции, где летчики успешно выполняли боевые задания по охране наземных войск от ударов воздушного врага.
Многие проявили при этом чудеса храбрости и беззаветной любви к Родине.

Вот несколько примеров.
15 июля 1944 года группа из 12 самолетов (ведущие четверок Л.Горегляд, В.Бобров, А.Вильямсон) встретила группу из 40 немецких бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием 14 истребителей ФВ-190. Наши летчики сбили 6 бомбардировщиков и 2 истребителя противника, сорвали бомбовый удар по нашим наступающим войскам. 16 июля 1944 года три четверки 16 гвардейского ИАП во главе с Г.Речкаловым, А.Покрышкиным и А.Трудом в конце патрулирования встретили группу из 47 бомбардировщиков и истребителей врага. Смелыми атаками было сбито 8 самолетов немцев. Своих потерь не имели. Такие же примеры храбрости и мужества показывали и летчики других полков нашего истребительного авиакорпуса. В период этой операции самолет летчика 104 гв. ИАП Михаила Девятаева был сбит над территорией, занятой немецкими войсками, и тяжело раненый летчик попал в плен. По выздоровлении – он попадает в концлагерь на одном из островов в Балтийском море. Работая на ремонте действующего аэродрома М.Девятаев с товарищами убивает охранника, захватывает исправный вражеский бомбардировщик и в начале 1945 года вместе с товарищами перелетает на советскую землю. За этот подвиг Девятаеву М.П. присвоено звание Героя Советского Союза.

100 гвардейский ИАП потерял прекрасного летчика, замечательного человека Василия Денисовича Шаренко, имевшего 16 сбитых самолетов врага, награжденный тремя орденами Советского Союза. Захоронен летчик-герой в городе Львове.
В дни Львовской операции летчики корпуса уничтожили в воздухе свыше ста фашистских самолетов, в том числе 75 бомбардировщиков (это не учитывая подбитых и поврежденных). Большое количество вылетов было произведено на штурмовке наземных целей, на разведку войск противника.

За успешные боевые действия и отличное взаимодействие с бомбардировщиками, штурмовиками и наземными войсками во Львовско-Сандомирской операции корпус был преобразован в 6 гвардейский ИАК, награжден орденом Красного Знамени и получил собственное почетное наименование «Львовский».

В январе 1945 года 9 гвардейская ИАД участвовала в освобождении Польской земли от фашистских захватчиков. Полкам дивизии были присвоены почетные собственные наименования Сандомирского, Ченстоховского и Краковского. Гвардейские знамена украсились орденами Союза ССР.
В апреле 1945 года 9 гвардейская Мариупольская ИАД участвовала в заключительной операции Великой Отечественной войны – в штурме логова фашизма Берлина и получила собственное почетное наименование Берлинской!

Для летчиков дивизии война не закончилась 9 мая 1945 года. Еще и 9 и 10 мая они летали на защиту освобожденной Праги, где летчиком Героем Советского Союза Г.Голубевым был сбит фашистский бомбардировщик – явившейся последним на боевом счету дивизии.
Летчики – основное боевое ядро дивизии. Но они были не одни – их успешную бое-вую работу обеспечивал большой коллектив специалистов различных служб: техников, механиков, оружейников, прибористов, радистов, и не в последнем счете – ремонтников и службы ПАРМ.
Инженерно-технический состав авиационных полков дивизии так же был охвачен чувством пламенного советского патриотизма, он беззаветно отдавался делу, никогда не считаясь ни со временем, ни с усталостью. Тяжело переживал, боевые потери летчиков и материальной части, радовался боевым удачам и успехам своих командиров – летчиков. В полках были организованы специальные группы техсостава по восстановлению самолетов, получивших повреждения в бою и при вынужденных посадках. За самоотверженный труд по вводу в строй поврежденных самолетов и обеспечиванию боевых вылетов многие инженеры, техники, механики и специалисты служб были награждены орденами и медалями, повысились в званиях. Это они первые помощники летчиков, последними провожали их в бой и первыми встречали после возвращения!

Каждый летчик с теплотой в сердце слушал по прилете из боя: «Как работал мотор?» «Как вооружение?» «Как радио?» «Как приборы?».
Как бережно каждый механик помогал своему командиру выйти из кабины самолета, снять парашют. В успехах летчиков – заслуга и инженерно-технического и вспомогательного состава – ковавших победу на Земле! Следует упомянуть также важную работу штабистов всех степеней, медицинскую службу и других специалистов, без которых работа летчиков не имела бы должного успеха и чей труд был отмечен орденами и медалями.

Таков боевой путь и боевая работа бывшей 9 Гв. МБИАД. В наступательных боях от Терека до Шпрее и Эльбы, до Берлина и Праги дивизия прошла воздушный путь в 4350 километров. На этом длинном пути летчики провели 1032 воздушных боя, сбили 1147 фашистских ассов. Штурмовыми ударами по аэродромам уничтожено еще 66 самолетов. Сожжено 420 танков и бронемашин, убито 16 490 солдат и офицеров. Уничтожено 4000 автомашин и 80 паровозов.

В составе летчиков дивизии сражалось много Героев Советского Союза, воспитанных непосредственно в рядах 9-й гвардейской!
Среди них: трижды Герои Советского Союза А.И.Покрышкин, дважды Герои Советского Союза Д.Б.Глинка, Г.А.Речкалов, А.И.Клубов, Герои Советского Союза Фадеев, Лавицкий, Кудря, Коваль, Гучек и многие другие.

4 Сентябрь, 2012 / Просмотров: 4361 / ]]>Печать]]>
© 2024 Решмет Д.А.