Воспоминания о боях за Таманский полуостров (Н.А. Карташков)

      Пехотный 571 полк совершал марш в апреле 1943 года из района Свистельниково по маршруту: станицы Славянская, Троицкая, Ольгинская, Ахтырская. На этом марше мне и пришлось принять его от бывшего командира товарища Жердиенко Николая Терентьевича. Находу, кого было можно, из командира состава, собрали бегло познакомились и уже 25 апреля 1943 года сосредоточились на рубеже реки Псиф в районе станицы Крамская – табак совхоз. Третьему батальону была поставлена задача вести разведку боем. А с 29 апреля по 3 мая полк вел наступление на высоту 204,3, прикрывающую подступы к станице Крымская. Прорвав долговременную, многоярусную оборону противника полк 3 мая овладел высотой 204,3 и станицей Крымской.


      За этот бой были награждены орденом Красное Знамя командиры батальона тов. Фоменко, Белов, зам. командира батальона Белый, Поповидченко, агитат оргполка тов. Леонов, командир минометной роты Жабин и ряд других.
В ожесточенных боях с большими потерями для противника мы заняли выгодные позиции, и перешли в активную оборону. Потеряв выгодный рубеж, противник любой ценой пытался вернуть его и с этой целью целыми днями ожесточенно, методически обстреливал и бомбил наш передний край обороны и особенно станицу Крымскую. Мы вынесли оборону вперед станицы.
Наша зенитная артиллерия била по самолетам противника не то, что в 1941 году, в боях за Крымскую зенитчики и наши истребители сбили не менее трех десятков вражеских самолетов.


      Помнится такой случай, один из самолетов, сбитый нашими истребителями, упал на окраине Крымской. Мы с заместителем командира полка по политической части тов. Шарашкина под вечер пошли посмотреть то место, где упал самолет, мы видели, как подбили самолет и как он горящий падал, но никто не видел, чтобы из самолета выпрыгивали летчики.
Когда мы подошли к месту, где упал и сгорел самолет, то в его обломках обнаружили останки обгоревших летчиков. Их было двое, у одного на левой ноге был призван стальной гибкий шнур, похожий на шнур телефонной трубки. Надо полагать, что эти летчики были прикованы в самолете и ни в каких случаях не могли оставить самолет, то есть это были смертники.


      На рубеже за Крымской мы задержались длительное время. Для нас это время было характерно тем, что мы усиленно готовили из молодых бойцов опытных солдат, снайперов и вели активную оборону. Наши снайперы буквально охотились за фрицами. Двадцатилетний младший сержант, родом из Рязани, Митя Паршин небольшого роста, но очень искусно маскировался и почти целыми сутками не шевелясь, выслеживал немцев. Он каждый раз удачно выбирал места охоты за вражескими солдатами и офицерами. Митя из своей снайперской винтовки уничтожил тридцать семь офицеров и солдат противника. За мужество и отвагу сержант Паршин был награжден орденом боевого Красного знамени.


      К середине лета путем усиленной, непрерывной разведкой мы хорошо изучили, состоящую из трех линий оборону противника. Он вел себя настороженно, подступы к линии обороны в ночное время держал под осветительными ракетами и периодическим пулеметным огнем.
Пленный нам очень был нужен. На большом протяжении линии обороны длительное время никто не мог взять «языка». Поэтому командование дивизии поставило условие, кто в ближайшее время возьмет пленного, тот будет награжден орденом Красная звезда и ему будет предоставлен десятидневный отпуск домой.


      Такие условия очень заинтересовали солдат и офицеров. Во-первых, сильно надоело сидеть в обороне и буквально все рвались в наступление. Бывало, придешь в траншею к солдатам, первый вопрос задают: «когда пойдем в наступление». Уместно здесь отметить, что помощник командира полка по материальному обеспечению майор Харин Семен Григорьевич, кадровый офицер, хорошо знающий свое дело, смелый волевой командир, он всегда находился в гуще солдатской массы, и в обороне, и в наступлении, не было такого случая, чтоб тылы полка отставили от передовых подразделений или не доставлялись своевременно боеприпасы, пища и все необходимое для ведения боя. И вот когда мы задержались у «Голубой Линии» длительное время в обороне тов.Харин облазил весь передний край полка и все «нужды» солдат полностью удовлетворились подразделениями тылов полка. Но рвение к наступлению было так велико, что и тов.Харину первый вопрос задавали бойцы «а когда же пойдем в наступление». Он отвечал: «у меня в тыловых подразделениях полка все готово для наступления. Забегая вперед, могу сказать, что наступление началось, тыловые подразделения полка под командованием тов.Харина были на высоте своего положения, четко и бесперебойно обеспечивали бой полка.


        Одним из признаков было, коль настойчиво требуется пленный, значит, готовится наступление. В полку много было молодых по возрасту солдат, в том числе из города Краснодара. А Краснодар от Крымской находится не далеко 80 км. и находясь в такой близости от дома усиливалось желание побывать в родной семье. Мы решили создать три разведгруппы из добровольцев-комсомольцев. За выявление добровольцев взялся секретарь комсомольской организации полка лейтенант Падалка Анатолий. С ним эту работу проводил командир взвода разведки полка лейтенант Медведев. Я им активно помогал. Через определенное время докладывают, что охотников идти в разведку хоть отбавляй. Таким образом, и мы создали три разведгруппы и стали активно тренировать. Выбрали место каждой группе, откуда, куда и когда будет вести разведку каждая группа. В группах четко знали свои места каждый участник разведки. Хорошо изучили подходы и пути отходов от окопов противника. Мы решили провести инсценировку наступления всего полка, чтоб отвлечь и сбить с толку противника. В назначенное время дали небольшой артиллерийский налет по вражеским окопам. Разведгруппы отправились на выполнение задания. Две из них вернулись безрезультатно. Но третья группа, возглавляемая тов. Медведевым задержались дольше всех, во время обстрела подошла вплотную к боевому охранению врага. Выждала момент, когда перестрелка прекратилась, напала на боевое охранение перебила всех солдат, а одного легко раненного фрица притащили в свои окопы. При отходе наша группа попала под сильный огонь противника и два солдата получили ранения. Пленного отправили в штаб дивизии. Там он пришел в себя и дал ценные сведения для нас. Отличившимся солдатом при взятии языка оказался не краснодарский солдат и не ближний, а из далекой Новосибирской деревни двадцатидвухлетний сержант Виктор Молчанов. Командир дивизии, безусловно, сдержал свое слово. Молчанов был награжден орденом Красной звезды и ему был предоставлен десятидневный отпуск к семье.

Прорыв «Голубой линии» и освобождение Тамани  


        В ночь на 16 сентября полк выполняя приказ командира дивизии перешел в наступление, прорвал «Голубую линию» противника и преследуя последнего с ожесточенными боями 29 сентября вышел к «Красной Стреле». В результате трехдневных кровопролитных боев, имея позиции в камышах и воде 1 октября штурмом взяли поселок «Красная Стрела». К 9 октября Таманский полуостров был очищен от фашистских захватчиков. Полк в составе дивизии, выполняя поставленную перед ним задачи нанес противнику значительное поражение. Выйдя с боями к Керченскому проливу мы подсчитали свои трофеи, добытые в боях за Тамань. Ими оказались 17 автомашин, 13 орудий разных калибров, десятки полевого телефонного кабеля, около тысячи винтовок и автоматов, большое количество различных боеприпасов, десятки пленных солдат и офицеров и еще больше было уничтожено солдат и офицеров противника.


       В боях за Тамань отличилось большое количество солдат, сержантов и офицеров полка. Особенно отличились командир батальона капитан Чупраков, молодой, смелый, решительный командир. Он производил дерзкие нападения на противника, нападая там, где его противник не ожидал. Командир роты, лейтенант Гришин Сергей, комсомолец, ему было всего двадцать три года. Он дерзкими действиями лично увлекал солдат роты и много приносил бед врагу. Отважный пулеметчик ефрейтор Березин часто в этих боях отличался тем, что при переходе немцев в контрнаступление подпускал их вплотную и в упор расстреливал. Большая группа солдат и офицеров, за самоотверженное выполнение боевых заданий командование в боях за освобождение Таманского полуострова, была награждена орденами и медалями Советского Союза. Чуприков, Гришин, Березин были награждены орденом боевого Красного знамени.

       В полк прибыл зам.командующего армией генерал Швырев, командир дивизии Ромщенко и зам.комнадира дивизии т.Жердиенко Н.Т. На полковом митинге поздравлен полк с победой над врагом в боях за Тамань. Были зачитаны указы и приказы о награждении правительственными наградами и присвоении воинских званий. Были вручены большой группе солдат и офицеров правительственные награды. Приведя себя в боевой порядок, полк в конце ноября походным маршем из Тамани прибыл на станцию Красноармейская, погрузился в эшелоны и отправился на Украину.

28 мая 1966 года
Бывший командир 571 Ордена Кутузова Ужгородского стрелкового полка Краснознаменной Будапештской 317 стрелковой дивизии полковник в отставке Н.А. Карташков.

17 Октябрь, 2013 / Просмотров: 3672 / ]]>Печать]]>
© 2024 Решмет Д.А.