К вопросу о возникновении совхоза «Сад-Гигант»

     Одним из самых известных и знаменитых предприятий аграрного сектора экономики Славянского района и Краснодарского края является совхоз «Сад-Гигант» - ныне ЗАО «Агрофирма «Сад-Гигант». Несмотря на свою известность, многие страницы жизни и деятельности предприятия остаются для нас малоизвестными. Многое из того, что мы знаем о ранней истории совхоза, дошло до нас в «легендарной» форме, не всегда соответствующей действительности.
     Совхоз «Сад-Гигант» - детище первой советской пятилетки; как ни странно – «дитя» индустриализации. В 1929 г. на ХV съезде ВКП(б) был принят план первой советской пятилетки (1928-1932 гг.). Этот план вошел в историю как план индустриализации, предусматривавший превращение страны из аграрно-индустриальной в индустриальную. В связи с этим вставала задача интенсификации сельскохозяйственного производства. Среди мероприятий по реализации этой программы вполне логичным выглядела задача по организации крупных плодовых хозяйств на промышленной основе. В материалах Московского совещания Госсельсиндиката, в докладе П.К. Вишневского говорилось, что «затяжное депрессивное состояние плодоводства, с одной стороны, а с другой развивающийся экспорт плодов и проводимые мероприятия по организации внутреннего фруктового рынка, выявляет картину серьезного фруктового голода, что создает благоприятную рыночную конъюнктуру для развития этой отрасли хозяйства» [1].
      Ставилась задача расширения колхозных садов, а также констатировалось, что именно советские хозяйства должны стать основной формой организации крупных специализированных хозяйств с площадью садов не менее 50 га. «Первоочередным заданием в деле закладки садов должно быть поставлено немедленно выделение для этих целей совхозов, на основе всесторонней оценки природной и экономической базы, с ориентировкой на перспективы развития плодоводства в данном районе и увязкой с планами развития и реорганизации крестьянского хозяйства… Вопрос выбора места для сада должен быть самым тщательным образом проработан с методологической стороны», - отмечал докладчик [2].
     Данная задача была поставлена и перед руководством Северо-Кавказского края. Дело в том, что производство плодов здесь было признано гораздо более выгодным, чем в Крыму и Закавказье, что «Наркомзем, Госсельсиндикат и Госторг СССР к необходимости развития плодоводства в первую очередь на Сев. Кавказе… и главным образом по линии строительства крупнейших садовых совхозов» [3].
В течение 1928-1929 гг. в крае была проведена «большая подготовительная работа. Земельными обществами при проведении сплошного землеустройства выделено около 50 тыс. га под групповые сады и виноградники, … Разработаны положения о землеустройстве групповых садов, проекты договоров земобществ с земорганами и кооперацией на закладку садов, условия кредитования [4].
Северо-Кавказский край в те времена включал в себя территории нынешних Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краев, а также республики Северного Кавказа. Всеми делами совхозов занимался Севкавкрайсельтрест, специалисты которого и занялись выбором мест для организации крупных плодовых совхозов на своей территории.
     Практически сразу было определено, что «из всех округов Северного Кавказа наиболее ценными в садоводственном отношении являются: I/ ПО ПЛОДОВОДСТВУ Кубанский окр., Адыгейско-Черкесская автономная область, Таганрогский, Терский и Майкопский округа. При оценке округов в плодоводственном отношении принимались во внимание: железнодорожная сеть и степень ее развития, наличие дешевой воды для поливки, качество продукции, основных пород плодовых деревьев сравнительно с продукцией Крыма и Закавказья и, наконец, степень развития плодоводства и его товарность. По всем указанным признакам Кубанский округ должен быть поставлен на первое место, а другие в указанной последовательности ниже» [5].
     Для выбора конкретного места для закладки садовых совхозов экспортного значения краевыми властями на Кубань (Черноморский, Кубанский, Армавирский округа и Адыгейскую (Черкесскую) автономную область) был командирован специалист по садоводству Северо-Кавказского крайсельтреста Г.С. Жук с довольно обширными полномочиями. Он должен был не только определить места (место) для будущих хозяйств, но и должен был от имени краевых властей «вступать в переговоры с окружными и областными Исполнительными Комитетами, Земельными Управлениями, Советскими и другими органами по вопросам организации садовых Совхозов и передачи Тресту Гос. Зем. Имуществ окружного и районного значения вообще и садовых угодий в частности производить осмотр земельных площадей и хозяйств, предназначенных для указанных целей» [6].
     Предварительно в каждый из перечисленных округов были отправлены отношения с просьбой предоставить примерный список участков или хозяйств, которые могли бы быть переданы для организации крупных плодовых совхозов. 5 февраля 1929 г. Кубанское окружное земельное управление предоставило список из пяти участков, среди которых значились участки в Краснодарском, Брюховецком, Кореновском, Темрюкском и Ахтарском районах» [7]. В дополнение к этому списку в конце февраля того же года КубокрЗУ предоставило список из еще трех участков, среди которых значился «В Славянском районе уч. в 365 га по реке. Сообщение речное, годный под сад и огород» [8].
     В феврале 1929 г. на Кубань прибыл и Г.С. Жук, от решения которого, в конечном счете, и зависел выбор места для совхоза. В своем докладе по результатам командировки он делает вывод о том, что «…план построения сети садовых совхозов целесообразно начинать с Кубани, сделав этот округ в некотором роде узлом, от которого может идти дальнейшее развитие площади насаждений в садовых совхозах» [9]. В пользу этого утверждения он приводит такие аргументы, как лучшие почвы, достаточное количество воды для орошения, хорошую сеть речных и железнодорожных путей, а также наличие на Кубани плодовых питомников, что резко снижало стоимость закладки новых садов. Наилучшим же районом для организации крупного плодового хозяйства в Кубанском округе Г.С. Жук считает «…славянский, откуда экспортируются в Англию, Швецию и Норвегию яблоки. Район этот имеет свыше 2 000 га крестьянских садов промышленного характера, а в его центре – станице Славянской организована Северо-Кавказская контора по экспорту яблок» [10].
     Уже 1 марта 1929 г. в Краснодаре по инициативе Г.С. Жука было созвано техническое совещание с участием представителей окружного земельного управления, управления по сельскому хозяйству, управления государственных земельных имуществ, помологической комиссии, специалистов Краснодарского сельскохозяйственного института. Совещание приняло решение поручить отделу землеустройства совместно с сельскохозяйственным отделом «…в 5-ти дневный срок наметить к выделению участка земли, площадью 500 га, вблизи жел. дор. станции или пароходной пристани в Славянском районе, для организации промышленного, садово-виноградного и огородного государственного Совхоза из земель ГЗИ и пр. земель, имея в виду Совхоз С. Х. Техникума. Поручить Отделу землеустройства к 1 мая с. г. землеустроительным порядком выдел указанного Совхоза. При выделении Совхоза, выяснить возможность укрупнения этого Совхоза за счет прочих участков ГЗИ до 1.000 га» [11].
     3 июня 1929 г. на заседании Президиума Кубанского Окружного Исполнительного Комитета (протокол № 14) было постановлено: «Считать необходимым земельный участок принадлежащий с. х. Техникуму, площадью в 400 га передать Сельтресту под организацию плодового совхоза, однако считать, что участок земли площадью не менее 100 га должен быть оставлен в пользовании С. Х. Техникума до 1930/31 г.» [12].
     Летом 1929 г. на место будущего плодового совхоза прибыла авторитетная комиссия, состоящая из специалистов – агрономов, почвоведов, гидрологов из Москвы, Ростова-на-Дону, Краснодара. В число членов комиссии вошли и ученый Краснодарского сельскохозяйственного института – С.В. Краинский, В.А. Колесников, К.П. Приймак. Перед комиссией была поставлена задача более детального исследования места будущего совхоза на предмет пригодности ее для плодоводства.
     После проведения осмотра комиссия сделала следующие выводы: «Осмотренный комиссией участок, намечаемый Севкавсельтрестом для закладки садового совхоза, по своему положению, рельефу и почвенным условиям является вполне пригодным для закладки промышленного сада … экспортного значения при условии: I. а/устройства орошения в верхней части основного массива и частичного проведения мелиоразионных работ в направлении отвода возможных излишков влаги в пониженной части массива, б/при некоторых дополнительных работах по обвалованию реки Протока, в/при устройстве хороших ветрозащитных насаждений… II. Настоящий участок представляет собой значительное преимущество в экономическом отношении в следующих направлениях: а/обеспеченность будущих насаждений достаточн. количеством рабочих рук; б/удобное расположение участка в отношении рельефа для применения механической силы в широком масштабе; в/удобное расположение участка в отношении близкого расположения к железной дороге и особенно водным путям, непосредственно прилегающих к саду; г/принимая во внимание все эти благоприятные условия и возможности механизации садового хозяйства с целью увеличения и улучшения плодовой продукции, Комиссия считала бы необходимым в целях удешевления продукции довести размеры этого совхоза до 2.000 гектар. Такое увеличение площади является необходимым ввиду того, что Совхоз явится крупным культурным организационным будущим центром крупного обобществленного садового хозяйства.
     III. Для разрешения конкретных вопросов построения совхоза необходимо: 1. Немедленно приступить к нивелировке всего участка с выделением более возвышенных и более пониженных местностей, согласно пункту 2, а также фиксированием состояния уровня грунтовых вод участку. 2. Необходимо разработать план ирригационных сооружений и оросительной системы участка, а также разработать проекты отвода возможного излишка вод в конце участка. 3. Необходимо проведение детального почвенного обследования (и подпочвы) с изучением гидрогеологических условий участка» [13]. Тем самым подтверждалась правильность выбора участка, и намечался ряд первоочередных мероприятий, от осуществления которых зависело успешное освоение этой территории.
     Таким образом, к середине 1929 г. вопрос об организации крупного плодового совхоза в окрестностях ст. Славянской был решен. Однако это было лишь начало долгого и славного пути, который поначалу оказался довольно тернист.
     Дело в том, что краевые и окружные земельные и сельскохозяйственные органы натолкнулись на сопротивление окружных органов народного образования. Напомним, что под новый совхоз отводились земли, принадлежавшие Славянскому сельхозтехникуму. В силу этого обстоятельства при передаче земель новому совхозу предполагалась денежная и земельная компенсация в пользу хозяйств и организаций, терявших землю. Помимо техникума, различные виды компенсации предусматривались школе крестьянской молодежи и артели «Вольный казак», чьи земли также предусматривалось передать совхозу. И если с последними проблем не возникло, то Кубанский окружной отдел народного обжаловал вышеупомянутое решение Кубанского окрисполкома: сначала на месте, а затем и во властных структурах Северо-Кавказского края.
     Пока шла «ведомственная война», работы по организации нового совхоза шли своим чередом. Уже 1 августа 1929 г. было принято решение о передаче новому хозяйству десяти новеньких тракторов «Джон Дир» из партии, только что прибывшей в порт Новороссийска. Краевыми сельскохозяйственными органами была начата переписка с мелиораторами по вопросу организации орошения территории будущего совхоза, имея в виду «тяжелые последствия нерационального орошения» [14]. Был решен и вопрос с финансированием: на устройство новых плодовых хозяйств были направлены денежные средства, вырученные от продажи специально закупленной за рубежом партии лимонов на сумму 800 тыс. руб.
     Однако протесты органов народного образования Кубанского округа против передачи земель Славянского сельхозтехникума новому совхозу продолжались. Это упорство удивляло многих: ведь техникум «вцепился» в земли, для решения его учебных задач не совсем пригодные. В справке Кубанского окружного исполкома говорилось: «…необходимо указать, что при наделении техникума землей для учебного хозяйства произошло большое недоразумение: Техникум полеводства был наделен не полевой, а садово-огородной землей. Всякому понятно, какая цена такому учебному хозяйству. Даже местные хлеборобы говорят, что их детей учат на огородах пшеницу сеять» [15].
Эта продолжающаяся «ведомственная война» порождала некоторое чувство неуверенности. Несмотря на вроде бы уже имеющийся значительный участок и большие планы на ближайшую перспективу, в планы совхоза были внесены изменения: осенью 1929 г. планировалось посадить лишь 200 га садов, а следующей весной – еще 300.
     В этих условиях руководство Севкавсельтрестом, Кубанского окрисполкома и руководство совхоза стремилось сделать как можно больше. Были заготовлены нефтепродукты для прибывающих тракторов, проведены предварительные работы по размежеванию участков, на 12 августа было намечено начало передачи имущества и земель учебного хозяйства техникума в распоряжение нового совхоза, который еще даже не получил своего ни номера, ни собственного названия. Стремление ускорить темпы освоения новой территории выглядит вполне обоснованным: чем больше будет задел нового, тем труднее будет возможен возврат к старому.
     Можно сказать, что на все 100% эти расчеты не оправдались. Северо-Кавказский крайисполком на основании доклада лишь КубокрОНО своим решением от 22.08.1929 г. отменил, а 18.09.1929 г. подтвердил отмену постановления Кубанского окружного исполнительного комитета о передаче земель техникума в распоряжение Севкавсельтреста. Крайисполком постановил: «…предложить Кубанскому окрисполкому возвратить техникуму все здания и земельный участок, закрепленный за техникумом. Севкаввельтресту возместить все убытки техникуму, связанные с его выселением» [16].
     Надо отдать должное Кубанскому окружному исполкому, который в создавшихся условиях продолжал твердо стоять на своей позиции: крупному садовому хозяйству в Славянском районе – быть! Кубанские власти были готовы взять всю ответственность на себя, о чем сообщили в своем обращении к Крайисполкому 30.08.1929 г. В своей уверенности они опирались на солидарную позицию Севкавсельтреста, КрайЗУ и Славянского РИКа. Общими усилиями они стремились найти выход из создавшегося положения. С одной стороны, по линии Севкавсельтреста и КрайЗУ были направлены разъяснения и ходатайства с просьбами разрешить ситуацию в Москву, в частности – в Совхозцентр. С другой стороны, местные кубанские власти пытались найти варианты решения проблемы с органами народного образования и руководством Славянским сельхозтехникума.
     В конце сентября 1929 г. в ст. Славянскую была направлена комиссия из представителей краевых и окружных заинтересованных органов, пополненная на месте представителями техникума и районных властей, с целью «рассмотрения вопроса по обеспечению землей Славянского техникума в связи с организацией Садового совхоза Госсельтреста».
     Комиссия пришла к выводу о нецелесообразности оставления учхоза техникума на прежнем месте «в связи с развернутыми работами и произведенными крупными затратами садового совхоза с одной стороны, и вклиниванием территории учхоза в садовый совхоз с другой…». Было подтверждено выделение техникуму другого участка земли, причем большей площади, чем он терял – 420 га против 378. Подтверждалось положение о том, что до 1930 г. техникум имеет право пользоваться засеянным участком земли в 100 га на предыдущей территории и всеми постройками, на этом участке расположенными. Предусматривался ряд компенсаций техникуму за неудобства, связанные с потерей земли, садов и строений, отходящих к плодовому совхозу. Это были и натуральные компенсации в виде саженцев, предоставления гужевого транспорта, катера; и денежные - в размере 20 тыс. руб. Совхоз должен был принять участие и в перемещении имущества учхоза на новое место. Протокол решения комиссии был подписан всеми заинтересованными лицами, включая представителей КубокрОНО, однако последние высказали и особое мнение на этот счет [17].
      О результатах работы комиссии было доложено в краевое земельное управление. В частности, отмечалось, что на спорной территории уже проведена вспашка земли на площади 400 га на глубину, специально предназначенную к посадке сада. Завезен посадочный материал, проведены предварительные топографическая съемка и разбивка, отремонтированы некоторые постройки, приобретен инвентарь, произведен набор специалистов и рабочих. Вновь говорилось о том, что оставление земель учхозу техникума нарушит всю картину землепользования и будет мешать нормальной организации орошения. Вновь был сделан акцент на остроту политического момента: «Вокруг строительства Славянского плодового совхоза-гиганта уже создано определенное общественное мнение как в районе, так и в округе, на организацию садового совхоза возлагаются большие надежды центром и ликвидация совхоза может иметь чрезвычайно тяжелые последствия» [18]. Все эти беспокойства земельных органов вполне объяснимы: подходило время посадки, и необходимо было решать – сажать или не сажать.
     На свой страх и риск совхоз и крайсельтрест принимают решение – сажать. 27 сентября 1929 г. в адрес Совхозцентра, в Москву, ушло сообщение от руководителя Севкавсельтреста: «Сегодня блестяще закончили закладку первых 300 га сада нашего нового совхоза Сад-Гигант…» [19].

О.Б. Клочков,
канд. ист. наук, доцент кафедры истории
и методики ее преподавания
филиала КубГУ в г. Славянске-на-Кубани.


Примечания:
1. Государственный архив Ростовской области (далее – ГАРО). Ф. 1510. Оп. 1. Д. 241. Л. 219.
2. Там же. Л. 220.
3. Там же. Д. 293. Л. 152.
4. Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. А310. Оп. 3. Д. 40. Л. 2 об.
5. ГАРО. Ф. 1510. Оп. 1. Д. 241. Л. 412.
6. Там же. Л. 398.
7. Там же. Л. 371.
8. Там же. Л. 370.
9. Там же. Л. 229.
10. Там же.
11. Там же. Л. 209.
12. Там же. Л. 312.
13. Там же. Л. Л. 108-108 об.
14. Там же. Л. 121.
15. Там же. Л. 16.
16. Там же. Д. 293. Л. 129.
17. Там же. Л. 33.
18. Там же. Л. 31 об.
19. Там же. Л. 14.

3 Ноябрь, 2015 / Просмотров: 2575 / ]]>Печать]]>
© 2024 Решмет Д.А.