Каракубанский остров

     До конца XVIII века любое окружённое водой пространство в дельте Кубани называлось островом. Так, под островом Ачу (Агуц, Ашу) вначале понималось всё современное Кубано-Протокское междуречье «заодно с Таманом» [1]. Потом равнинную часть его территории стали именовать Мунтан (Минтан). А после переселения в Восточное Приазовье черноморских казаков южная, обособленная оконечность междуречья получила собственное название – Каракубанский остров.
     Известный историк Н.Ф. Дубровин писал: «У поста Славянского (хутор Тиховский – Б.Р.) начинается разделение вод Кубани на отдельные русла: тут берёт начало Каракубань, идущая прямиком к западу, тогда как главное русло поворачивает к северу и отделяет от себя вправо широкий рукав, который известен под имением Протоки. Впадая в Азовское море, Протока ограничивает болотистые берега Кубани.           Последняя поворачивает снова на запад и сливается с Каракубанью, образуя, таким образом, Каракубанский остров» [2].

     Первыми русскими, проникшими на таинственный остров, были солдаты полковника Львова, участвовавшие в рейде астраханского губернатора П.М. Апраксина в Восточное Приазовье. Это случилось летом 1711 года, когда Пётр I, отправляясь в Прутский поход против турок, пытался блокировать их союзников на Кубани. Русским войскам вместе с калмыцким подкреплением удалось форсировать водную преграду (теперешнюю Протоку), разогнать с насиженных мест казаков-некрасовцев и прочесать весь Каракубанский остров [3].
     Аналогичная ситуация повторялась ещё дважды. В декабре 1737 года, после разгрома донскими казаками и калмыками турецкого форпоста Эски-Копыла, когда мстители дошли до Темрюка. А также летом 1770 года в ходе первой (в царствование Екатерины II) русско-турецкой войны. Тогда союзные калмыки хана Убаши, озлобленные неудачным штурмом Ени-Копыла, бросили войска генерал-майора И.Ф. Медема и отправились на грабёж адыгов, проживавших в то время на Каракубанском острове.[4].
     Регулярные русские войска до конца XVIII века не появлялись в междуречье Кубани и Каракубани. Ни И.Ф. Бринк, ни А.В. Суворов не ступали на землю этого острова. Даже после падения в 1783 году Крымского ханства новая граница российских владений в Восточном Приазовье прошла не по западному, а по среднему рукаву Кубани. И есаул М. Гулик, проехавший в 1792 году вдоль границ будущей Черномории, не разобрался в тонкостях местной гидрографии [5].
     Положение начало меняться после переселения на Кубань потомков запорожцев. Но и тогда хозяевами Каракубанского острова оставались адыги. Правда, постоянного населения на нём не было. В разное время там обитали жанеевцы, хатукайцы, шапсуги. У адыгов остров носил название Детляшуа («Кут»), которое черноморцы переделали в Детляев. Закубанские соседи часто использовали его в качестве «сборного пункта» при набегах на близлежащие казачьи селения [6].
     Отсюда, с Детляева, летом 1809 года была предпринята попытка похищения генерал-губернатора Новороссии А.Э. Ришелье, возвращавшегося из Екатеринодара в Одессу. Здесь собирал своих джигитов отчаянный Калабатоко Хадч (Казбич), чтобы тёмной октябрьской ночью 1821 года совершить налёт на черноморские хутора, не догадываясь о том, какую страшную ловушку подготовил ему видавший виды русский генерал Власов.
     О том, что произошло в калаусских плавнях и лиманах, сохранились многочисленные описания, похожие на современные репортажи с места события. Одни его герои получили высокие монаршие награды, другие схлопотали по «строгачу» в приказе по Черноморскому казачьему войску, а третьи навсегда остались в болотной трясине. Подводя итог побоищу, учинённому донским генералом на кубанской службе, известный краевед В. Бардадым писал: «С высоты сегодняшнего дня Калаусская битва может показаться варварской. При чтении о ней сердце невольно содрогается и проникается сочувствием к погибшим …» [7].
     После побоища Власова «занимал один вопрос: каким образом удалось части закубанцев спастись?». И генерал приказал войсковому старшине «открыть остров до самой переправы через реку Каракубань». Спустя продолжительное время разведчики вернулись и доложили: «Прошед по острову вёрст 5, вынуждены были возвратиться… по причине невозможности… переправиться через Ерок – топкой, крутобережной и наполненной водой так глубоко, что малорослая лошадь должна была плысть чрез оной…»
     Генерал Власов усомнился в правдивости донесения и решил, что разведчики морочат ему голову. В результате есаулы, возглавлявшие команду, получили по строгачу. А жаль! Ерок скорее всего и был той самой Каракубанью, ибо других крутобережных и наполненных в меженный период водотоков на острове не было и быть не могло. Это подтвердила топографическая съёмка, выполненная через 30 лет после Калаусского побоища [8].
     Между тем, командование Черноморского казачьего войска тоже начало проявлять интерес к Каракубанскому острову. К этому его побуждали и необходимость укрепления Славянского менового двора, находившегося на месте нынешнего хутора Тиховского, и потребность в отведении угрозы от Эмануиловского поста и станицы Петровской, расположенных недалеко от Детляева. Для того, чтобы знать, откуда вероятнее всего может явиться беда, надо было чётко представлять, каков он, этот опасный остров… [9].
     Весной 1852 года на остров пробралась группа землеустроителей Межевой комиссии Черноморского казачьего войска. За десять дней в условиях закрытой местности и открытого неудовольствия местных обитателей люди с теодолитами и мерными лентами утвердили «межи по берегу реки (Каракубани – Б.Р.), вне кордонной линии». Работа была выполнена «не только неожиданно быстро, но и в высшей степени отчётливо (детально – Б.Р.), не упустив даже и нанесения на планы замечательных в военном отношении переправ». За это руководитель группы был представлен к ордену Святой Анны 3-й степени.
     В результате выполненных работ было установлено, что длина Каракубанского острова оставляет 31 км, ширина - от 4 до 10 км, площадь – 217 кв. км. Абсолютные высоты поверхности плавно понижаются от 9 м на востоке и до 5 м на западе. Над низменной равниной возвышается островная возвышенность явно не аккумулятивного происхождения – Ханьковская гора с абсолютной отметкой 25 м [10].
Речка Кубанка (бывшая Кубань) ответвляет в сторону острова два ерика длиной 8 и 10 км. Но основу гидрографической сети составляют пойменные лиманы площадью от 0,5 до 3 кв. км. Большая часть водоёмов находится в западной части острова, хотя отдельные крупные лиманы расположены как раз в центре. В половодье и паводки река Каракубань выходит из берегов и затапливает весь остров, отчего Ханьковская гора превращается в «остров на острове»…
     В 1861 году приказом военного министра часть Черноморской кордонной линии, проходившая по Протоке и Кубанке, была перенесена на левый берег Каракубани и получила наименование «Нижне-Кубанской кордонной линии». В связи с этим и река, огибавшая с южной стороны Каракубанский остров, стала называться просто Кубанью [11].
     На исходе 1865 года на карте Кубанской области появилось пять новых казачьих станиц, причём, три из них оказались в непосредственной близости от нового территориального приобретения России: Славянская – у северо-восточной оконечности острова, Анастасиевская – севернее его центральной части и Псебедаховская – на левом берегу Кубани, в 6 верстах ниже верхнего раздёра. Станица Славянская, используя своё выгодное географическое положение, начала быстро разрастаться и вскоре «перешагнула» высохшую Кубанку, оказавшись, таким образом, в пределах острова.
     В начале 70-х годов территория бывшего Каракубанского острова вошла в состав юртов станиц Славянской и Анастасиевской. На нём же была выделена «прирезка» для станицы Троицкой (так спустя два год после водворения стала называться Псебедаховская). Позже на «прирезке» обосновался названный по станице хутор Троицкий [12].
     В середине десятилетия началась раздача земельных наделов лицам войскового сословия Кубанского казачьего войска. Самый большой надел да ещё в престижном месте (в верховье междуречья) достался генерал-майору Крыжановскому. На левой стороне речки Кубанки получили землю казаки Балабась, Карапыш, Сурмило, Тимошенко, Шевченко и вдова урядника Кладкина. При Гадючьем ерике были отмежёваны участки урядникам Нагнию и Сухорукову, казаку Молокову, а при ерике Вороном – уряднику Колесникову, казакам Задорожнему и Ляшко. На правом берегу реки Кубани обосновались урядник Клименко, мещане Варивода и Олейник, а также казак Ших [13].
     Генерал-майор Крыжановский сразу же начал продавать свою землю, разделив её по частям. Новыми собственниками лакомых кусков стали коллежский секретарь Сербин, мещане Колесниковы, надворный советник Маневский. Очень скоро эти фамилии превратились в ойконимы – названия хуторов, цепочкой растянувшихся вдоль правого берега Кубани. В Анастасиевском юрте список прибрежных поселений пополнили хутора Соболевский, Урма, Прикубанский. Рядом с Ханьковской горой возник одноимённый хутор.
     Скоро новопоселенцы поняли, почему на бывшем Детляеве до них никто постоянно не жил. Этому препятствовала большая вода. Но хуторянам некуда было уходить с насиженных мест. И они начали бороться с Кубанью путём возведения водооградительных сооружений. Первые «дамбы» строились из земли, камыша и лозы. Но после весеннего половодья и летних паводков от таких дамб ничего не оставалось: они либо разрушались, либо расползались. Лишь в 90-х годах обвалование реки приняло планомерный характер [14].
     Успехи в борьбе с наводнениями позволили заняться прокладкой дорог. Первое шоссе прошло по гряде Гадючьего ерика и связало станицы Славянскую, Троицкую и Крымскую. Такая же дорога пролегла по самому узкому месту бывшего Каракубанского острова, соединив станицу Анастасиевскую с хутором Урмой. Гужевые дороги всесезонного пользования связали между собою почти все хутора, тянувшиеся по берегу Кубани.
     На рубеже веков началось грузо-пассажирское движение пароходов по рекам, омывающим прежний остров. В станице Славянской и на хуторе Урма были построены ссыпки зерна. Основу грузов, шедших в сторону Темрюка составляли пшеница, лён, кукуруза. В обратном направлении поступали соль и лесные строительные материалы. И хотя речной транспорт работал на конной тяге, в истории кубанского судоходства он сыграл важную роль, прежде всего, как зачинатель речного транспорта [15].
     В 1900 году на Кубани появилось регулярное пароходство, осуществляемое «Товариществом Дицмана», а шестью годами позже крупнейшая река Западного Предкавказья была включена в расписание Кавказского округа путей сообщения. С этого времени движение пароходов по Кубани и Протоке стало регулярным. В станице Славянской открылась контора «Пароходства Дицмана». Население приречных станиц и хуторов стало охотно пользоваться водным транспортом. 
     В канун Первой мировой войны восточную часть бывшего острова пересекла железная дорога Кущёвская-Крымская. Административная роль (центр Таманского отдела) и большая людность (около 27 тысяч человек) станицы Славянской способствовали тому, что стальная магистраль пересекла водную преграду не выше, а ниже раздёра. Такое в практике железнодорожного строительства России встречалось крайне редко.
     В первые годы Советской власти продолжились работы по обвалованию дельтовых рукавов Кубани. Это позволило защитить от подтопления не только приречные населённые пункты, но и сельскохозяйственные угодья, что в предверии перехода к коллективному хозяйствованию сыграло большую роль. В 20-х годах в хуторах Сербине, Маевском, Прикубанском были созданы товарищества по совместной обработке земли, позже объединившиеся в небольшие колхозы [16].
     Хозяйства, расположившиеся на бывшем Каракубанском острове, занимались выращиванием пшеницы, кукурузы, ячменя, овощей, фруктов. Доходной отраслью оказалось производство семян овощных и кормовых культур. А вот с новосёлом – хлопчатником дело не заладилось: кубанского теплового периода явно не хватало для того, чтобы коробочки, в которых находилось волокно, успели созреть и раскрыться…
     Ещё в предвоенном 1940 году геолого-съёмочные работы, проводившиеся на Темрюкско-Курчанской возвышенности и её восточном продолжении, выявили наличие на глубине около 1,5 км поперечного поднятия, которое соответствовало осевой зоне Западно-Кубанского тектонического прогиба – геологической структуре, как правило, богатой нефтью. Но война помешала дальнейшим исследованиям геологов [17].
     Только в 1949 году сейсмическими работами было установлено Анастасиевское, а в 1950 году – Троицкое поднятие. Более детальное обследование показало, что оба поднятия являются составными частями одной крупной антиклинальной складки, имеющей длину 25 км и ширину 3–4 км. На поверхности складка разделялась рекой Кубанью, что впоследствии сильно осложнило работы по обустройству и эксплуатации месторождения.
     В апреле 1952 года на Анастасиевском участке были пробурены две разведочные скважины, вскрывшие на глубине 1350–1600 м мощную газонефтяную залежь. Дальнейшие разведочные работы показали, что залежь состоит из нефтяного слоя мощностью 20–25 м, покрытого газовой шапкой высотой до 156 м и подпираемого активными йодосодержащими водами. Запасы Анастасиевско-Троицкого месторождения до сих пор не выработаны [18].
     Как раз в то время, когда нефтяники и газовики добирались до подземных богатств Каракубанского острова, не менее напряженная работа шла и на его поверхности. В 1955 году началось строительство Петровско-Анастасиевской оросительной системы. В пределах острова расположились её водозабор с подводящим каналом и головным сооружением, первые 12 км магистрального оросительного канала и большой массив рисовых чеков [19].
     А в конце 70-х годов, когда система начала расширяться, голубые квадраты заполнили пространство между Кубанью – на юге и хуторами Прикубанским и Ханьковом – на севере. Тогда же два клина рисовых чеков появились на правой стороне магистрального канала, что лишило город возможности расширяться в юго-западном направлении. Впрочем, это было излишним и с экологической точки зрения.
     С октября 2005 года подача воды на Петровско-Анастасиевскую оросительную систему осуществляется с помощью Тиховского гидроузла. Для этого в плотине сделан специальный водовыпуск, от которого проложен подводящий канал к нижнему бьефу головного сооружения магистрального канала, построенного ещё в середине 1950-х годов. Прежний водозабор Петровско-Анастасиевской системы теперь бездействует [20]…
     Сегодня бывший Детляев ничем не похож на остров. Его северная и западная границы, вдоль которых когда-то пролегали сначала Кубанская, а затем Черноморская кордонные линии, затерялись внутри городских кварталов, между корпусами элеватора, на пшеничных полях и рисовых чеках, под дорогами и каналами. Но территория острова не затерялась: она стала частью российской земли. 

Б.Т. Решитько,
действительный член Русского
географического общества,
руководитель комиссии по топонимии
Краснодарского регионального
отделения РГО

Литература

1. Собрание сочинений, выбранных из месяцесловов на разные годы. Вып. VII. – СПб., 1791. – С. 155.
2. Дубровин Н. Ф. О народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. – Нальчик, 2002. – С. 40.
3. Соловьёв В. А. Суворов на Кубани. – Краснодар, 1992. – С. 28.
4. Сакович И. Исторический обзор деятельности графа Румянцева-Задунайского, князя Прозоровского, Суворова и Бринка с 1775 по 1780 год. – Петербург, 1857.
5. Гулик М. С. Ведомость, какового положения Таманская и Кубанская земли.– Ставрополь, 1792.
6. Меретуков К. Х. Адыгейский топонимический словарь. – М., 2003. – С. 96.
7. Бардадым В. П. Атаманы. – Краснодар, 2009. – С. 95.
8. Там же. С. 94.
9. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Т. II. – Екатеринодар, 1913. – С. 271.
10. Авраменко А. М. Материалы Межевой комиссии Черноморского казачьего войска (1848-1860 гг.) как историко-географический источник : Историко-географический сборник. Вып. 1. – Краснодар, 2007. – С. 384.
11. О новом устройстве Нижне-Кубанской кордонной линии : Именной указ Военного министра от 16 мая 1861 г. // Полное собрание законов Российской империи(ПСЗ РИ) (1649-1825). Т. 36 (1861). – Ст. № 37014. – URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php?regim=4&page=754&part=737.
12. Решитько Б. Т. Кубанские раздёры // Копыл. – 2013. – № 2 (6). – С. 42.
13. Списки земель частного владения лиц войскового сословия ККВ по Темрюкскому отделу. – Екатеринодар, 1886. – С. 16.
14. Гидрология дельты и устьевого взморья Кубани / Михайлов В. Н. [и др.]. – М., 2010.– С. 326.
15. Труханович В. П. Развитие речного судоходства на Кубани и дореволюционный период // Кубанский сборник. – 2008. – № III (24). – С. 149.
16. Фуфалько Б. Д. Славянский район. Историко-географические сведения. – Краснодар, 2012. – С. 94, 120.
17. Кубань – колыбель нефтяной и газовой промышленности / Антониади Д. Г. [и др.]. – России. – Краснодар, 1999. – С. 174.
18. Там же. С. 175.
19. Гидрология дельты … С. 133.
20. Там же. С. 142.

3 Ноябрь, 2015 / Просмотров: 3145 / ]]>Печать]]>
© 2024 Решмет Д.А.