Свято-Пантелеимоновский храм г. Славянска-на-Кубани

     Город Славянск-на-Кубани – уникальное место, история которого насчитывает несколько веков. Много видела эта земля племен и народов, и каждый из них поклонялся своим божествам. Язычники – скифы справляли здесь свои тризны на высоких холмах – курганах, генуэзские купцы - католики впервые произнесли здесь молитвы Иисусу Христу и Мадонне, затем, с 1475 года, десятки лет неслась из маленького минарета над степью молитва Аллаху и пророку его.
     В конце XVIII века на благодатную славянскую землю упали зерна веры православной. В 1865 году поселение у Копыльской переправы получило статус станицы с названием Славянская. А уже в 1866 году здесь был открыт молитвенный дом в честь Святого великомученика и целителя Пантелеимона. Почему казаки выбрали покровителем именно этого Святого? Думается, что причин здесь несколько.
     Во-первых, мировоззрение Кубанского казачества всегда было религиозным: всё вокруг воспринималось и осмысливалось через призму личной веры. И, естественно, что, попадая в трудную ситуацию, казак просил помощи у Господа, Божией Матери, Святых Угодников. Поэтому и храмы строили в честь своих святых заступников и покровителей. Особым почитанием у казаков пользовались те святые, которые сами при земной жизни были воинами: Георгий Победоносец, Александр Невский, Иоанн – воин, Пантелеимон Целитель, Димитрий Солунский.
     Во-вторых, наиболее достоверная версия названия станицы «Славянской» - это «память о Славянском гусарском полке, прославленном в русско-турецких воинах и понесшем здесь большие потери от тяжелой пограничной службы» (Славянск-на-Кубани и Славянский район / Н. А. Андрияш, Н.Л. Заболотный. - Славянск-на-Кубани, 1995. - С. 28). 
     Первый храм (молитвенный дом), был турлучным или саманным, как и другие станичные здания, по штату в нём полагался один священник и псаломщик. Но станица стремительно росла и развивалась, количество жителей увеличивалось с каждым годом. Нужно было строить новую церковь, да такую, чтобы стала украшением всей округи.

Строительство Нового храма

     В Ставропольских Епархиальных ведомостях за 1878 г. № 1, стр.5, упоминается Распоряжение правящего архиерея относительно церквей и церковных построек.
     «14 декабря 1877 года разрешено построить в станице Славянской Кубанской области, новую деревянную церковь во имя Святого Великомученника Пантелеимона на средства прихожан. Для распоряжения по сей постройке учреждён строительный комитет из следующих лиц: местного священника Павла Павлова, церковного старосты из избранных обществом урядника Тараса Ногния и казака Стефана Болотенко, под председательством священника». И началась стройка.
     Строили всем миром: и бедный и богатый, всякий вносил посильную лепту. И вот в 1880 году церковь была построена, а 3 мая 1880 года освящена на новом антиминсе. Как же выглядел новый храм? Об этом очень подробно рассказывает «Главная опись» за 1889 год, сохранившаяся в Государственном архиве Ставропольского края (ГАСК. Ф.135. Оп. 47. Д. 396).
     «Церковь деревянная, с колокольней, на высоком кирпичном фундаменте. При церкви имелись пономарка и ризница (комната для хранения церковных облачений). Высота колокольни составляла 10 аршин, с юго-запада на неё вели каменные ступени».
Праздничным звоном станичников радовали:
большой праздничный колокол – 108 пудов, 23 фунта;
полиелейный колокол - 54 пуда, 4 фунта.
     Как упоминает составитель переписи «Сии два колокола сооружены обществом станицы Славянской по предложению священника Виноградова, в честь священного коронования государя Александра Александровича и государыни Марии Федоровны 15 мая 1883 года». Стоимость двух колоколов составляла 2964 рубля 15 копеек. Кроме того, тем же обществом в разные годы были приобретены более десятка колоколов стоимостью от 450 до 800 рублей. 
     Кровля на колокольне, церкви, трапезной была железной, окрашенной зеленой краской (что очень характерно и для частных домов того времени). Стены обшиты со всех сторон досками и окрашены белилами. Общая вместимость церкви составляла 1000 человек. Вокруг церкви ограда была деревянная, решетчатая. Обществом был построен и дом для священника «О пяти комнатах, кирпичный, крытый камышом, хотя сырой». Дьякон и псаломщик жили в собственных домах. В церковной ограде находился также небольшой кирпичный домик для сторожей.
Клировая ведомость за 1886 год упоминает, что в 1870 году по распределению войскового правления Кубанского войска для нужд причта было выделено 60 десятин земли удобной для хлебопашества в 12 верстах от станицы. В церковном ведении находилось также 160 десятин земли, которые сдавались в аренду по 5 руб. за десятину. Средства тратились обществом на нужды храма.
     Внутреннее убранство церкви было достаточно богатым, об этом заботилось общество и состоятельные прихожане. Всего ценных предметов церковного убранства насчитывалось на сумму около 40 тысяч рублей серебром, один иконостас стоил 6000 рублей. Главная икона храма - Пантелеимона Целителя стоимостью 550 рублей была выполнена знаменитым в то время мастером Терези. Среди жертвователей упоминаются имена Поликарпа Василенко и Григория Кмилевского, пожертвовавших крест с иконами с позолотою, под стеклом, стоимостью 250 рублей, Петра и Елены Крыжановских - они пожертвовали иконы Спасителя и Богородицы в вызолоченных ризах (стоимостью 125 руб.), икону Николая Угодника пожертвовал Авраамий Михно, Плащаницу Спасителя, (стоимостью 120 рублей) подарила храму Татьяна Богданова, потир серебряный позлащенный с дискосом и звездицей (стоимостью 160 рублей) были получены от казака ст. Славянской Степана Болотенко, Евангелие в серебре (стоимостью 70 рублей) подарил урядник из ст. Полтавской Лука Фомич Левенц. Много было также и тайных жертвователей, имена которых неизвестны.
     Большой вклад в благолепие церковное вносили казаки. Опись упоминает «хоругви (церковные знамёна) на красном дереве с украшениями и изображением Богоматери и Спасителя, пожертвованные в храм ст. Славянской казаками, возвратившимися из Ахал-Текинской экспедиции в память павших товарищей под Геок-Тепе, внесены в храм 20 ноября 1881 года». В 1885 году хоругвь Пантелеимону Целителю была подарена казаками возвратившимися из закаспийского похода (Там же. Ф.135. Оп. 47. Д. 396).
     В рапорте Его Преосвященству Преосвященнейшему Евгению, Епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому (Ставропольские Ведомости. 1892. № 140. Февраля 15 дня) есть упоминание: «В конце 1891 года казаки Пластунского батальона Кубанского войска, станицы Славянской пожертвовали в свою приходскую Пантелеимоновскую церковь ст. Славянской икону Свв. апостолов Петра и Павла, в … резном вызолоченном киоте, стоимостью 450 руб. Икона и киот работы московского мастера Ивана Терези…» 
     Особое уважение у казаков было к "Георгию". Георгиевский крест - самая почетная награда. Сослуживцы после окончания службы создавали свое «полковое братство», в складчину покупали икону какого-то святого (чаще всего Георгия Победоносца), ставили ее в церкви, служили благодарственные молебны и считали его покровителем своего братства. Например, в генеральной описи Свято-Пантелеимоновского храма ст. Славянской за 1891 год есть следующее упоминание: «Икона Святого Георгия сооружена кавалерами ордена Святого Георгия с лентами ст. Славянской 26 ноября 1881 года – стоимость – 150 руб.». Хоругви с изображением Георгия Победоносца и Богородицы были подарены и казаками, вернувшимися из Закаспийской области.
     Памятные иконы приобретались попечительским обществом также к различным государственным датам: например, в память о смерти государя Александра II.
     Уже в 1913 году при церкви имелось три священника, церковь расширилась, престола в ней было 2 – Пантелеимоновский и Покровский. Здание застраховали в Синодальном страховом обществе на 40 тыс. рублей. Кружечный сбор составлял 7465 рублей в год. Количество общественной земли увеличилось до 235 десятин. В 1892 году построили церковно-приходскую школу – каменное здание с железной крышей, которое было застраховано на 4 тыс. рублей.

О Тарасе Ногнии и Стефане Болотенко - членах строительного
комитета Свято-Пантелеимоновского храма.

     Выше нами уже сообщалось, что в строительный комитет по постройке нового храма кроме священника входили ещё два человека урядник Тарас Ногний и казак Стефан Болотенко. Кто же были эти люди, которым общество доверило высочайшую честь и ответственность. Очевидно одно, что они были людьми высоконравственными, честными и достойными подражания.
     Сведения об одном из членов строительного комитета, казаке Стефане Болотенко, нам удалось узнать из мемуаров Василия Иваниса, нашего земляка, уроженца ст. Анастасиевской, который описал свой жизненный путь в пятитомнике «Стежками Життя» («Дорогами жизни»). Книга вышла в 1962 году в Канаде на украинском языке. Иванис описывает свою учебу в станичном училище ст. Славянской. Стефан Болотенко являлся родным дедушкой автора. Вот как он рассказывает о Стефане Болотенко:
     «Жил Вася (автор пишет о себе в третьем лице) у бабушки и дедушки Болотенков, которые проживали при последнем сыне Аврааме Степановиче, — он же сам с семьей находился на хуторе. К старикам Авраам Степанович наведывался раз в неделю, а то и реже. Старички были неграмотные и очень набожные. Еженощно, в полночь старики поднимались к молитве, причем дедушка постоянно, независимо от погоды, выходил на середину просторного двора и там молился. Бабушка молилась в хате. При новолунии дедушка обязательно выходил во двор и молился. Дедушка был чумаком, водил валку в сорок возов, запряженных волами.
     Ездил он от Святого Креста, что на Ставрополье, до Ростова-на-Дону. С Крыма также соль возил. Вероятно, это был наилучший период в жизни дедушки. Он охотнее всего рассказывал о чумацкой жизни. В одном сарае дедушка хранил два новых чумацких воза с узорами; эти возы он завещал порубить на дрова и на них сварить поминальный обед на его похоронах. При пении «Ой, був чумак на риночку...» у дедушки появлялись слезы. Ко внукам, которых было около трех десятков, дедушка всегда относился с лаской и любовью. Что бы не натворили внуки, когда приезжали в гости, им всегда старички находили оправдание. За три зимы пребывания у старичков Болотенко Вася не услыхал ни единого слова упрека, хотя сам не всегда был вежлив. При этом дедушка был необыкновенно аккуратен в одежде и во всем, что делал. В церковь или в станичное правление он всегда одевался в темный бешмет и темно-синюю черкеску, а узеньким пояском в серебряном наборе и с таким же кинжалом, подпоясывался. В таком тихом и набожном окружении пребывал Вася во время учебы. Старички не могли ему что-то посоветовать в науке, но примером беспрерывного труда и частым обращением к помощи Всемогущего они приучили его не тратить попусту время и слишком не зазнаваться». Этот отрывок как нельзя лучше характеризует характер Стефана Болотенко. Нужно отметить, что фамилия Болотенко до сих пор встречается в г. Славянске-на-Кубани.
Сведений о Тарасе Ногнии немного. Кубанский календарь за 1896 год сообщает, что в этом году он был избран станичным атаманом.

Священники и служители храма

     В ст. Славянской в 1872 году был один священник - Александр Петрович Подольский, духовного звания, священнический сын. По окончании полного курса наук в Кавказской Духовной Семинарии, в 1866 году он был причислен ко второму разряду воспитанников очной семинарии, а в 1868 году 24 марта рукоположен во блаженной памяти Преосвященнейшим Феофтилактом, Епископом Кавказским и Екатеринодарским во священники к Свято-Пантелеимоновскому молитвенному дому, Кубанского Казачьего войска, Темрюкского уезда. В семействе имел жену Матрёну Игнатьевну, детей Игнатия и Николая. Отец Александр умер около 1881 года, его пятеро детей до совершеннолетия находились на попечении церкви.
     В тоже время служил с батюшкой исправляющий должность помощника Михаил Иванович Колесников, духовного звания, дьячковский сын. С 15 марта 1871 года, по прошении, он был определён к настоящему месту.
     В 1886 году в станичном храме служил уже другой священник – Василий Алексеевич Виноградов (автор генеральной описи, указанной выше). Ведомость пишет о нём: «Сын диакона Троицкого собора г. Ставрополя, окончил Кавказскую духовную семинарию». По окончании семинарии Василий Алексеевич поступил на должность учителя арифметики и географии в Екатеринодарское Духовное училище, а через некоторое время из него уволился и поступил в Киевскую Академию. 2 февраля 1881 года был посвящен в сан Священника и определён к церкви ст. Славянской. Отец Василий пользовался уважением среди духовенства, поэтому с 1885 года избирался депутатом на епархиальные съезды. 
     С отцом Василием с 1885 года служил диакон Валерий Иванович Лавров – сын пономаря из г. Твери, окончивший Высшее духовное отделение Тверского училища и посвященный в сан в 1863 году. До станицы Славянской он служил в армии полковым священником, а затем служил в станицах Варениковской, Благовещенской и г. Темрюке. Был женат, имел двоих детей. Начальство отмечало: «читает хорошо, устав знает достаточно, поведения хорошего».
     С 1903 года храму по штату полагалось 3 священника. В 1913 году в нем служили: Николай Алексеевич Зорин, священник. По избранию духовенства 20 благочиния состоял окружным духовником. В ст. Славянской у его жены имелся собственный кирпичный дом;
Семеон Почаевский, священник. С 1901 года был законоучителем женской гимназии ст. Славянской, членом Темрюкского отделения училищного совета церковно-приходских школ Таманского отдела. Имел собственный дом в ст. Славянской;Виталий Андреевич Климентов. Являлся благочинным 19 округа с 1892 года, вел широкую образовательную деятельность, состоял попечителем министерских училищ и училищ народного просвещения. За свою деятельность награжден государственными наградами.
     В эти годы деятельность славянского духовенства была очень разносторонне направлена. Так Епархиальные ведомости за 1917 год отмечают деятельность благотворительного комитета по помощи воинам, воюющим на фронтах Первой мировой войны, в которой активно участвовали священники: Виталий Климентов, Николай Зорин и псаломщик Григорий Усоб. Комитет устраивал благотворительные спектакли, концерты, базары, собирая средства для помощи раненым. Только деньгами было собрано 8 901 руб., 78 копеек. Не меньше было собрано и передано в действующую армию и общество Красного Креста вещей, белья и различных продуктов. Комитет на свои средства содержал приют для сирот военных в количестве 8 человек. На содержание приюта в 1916 году было истрачено 408 рублей (Ставропольские епархиальные ведомости. 1917. С. 94).

Судьба храма в ХХ веке

     К сожалению, документально подтвержденная история храма заканчивается. ХХ век внес свои коррективы в духовную жизнь россиян.
Уже в 1919-20-х годах по России прокатилась волна репрессий против священников, первые декреты советской власти гласили об изъятии имущества церкви на нужды Советов. В церквях появлялись комиссии, которые описывали и изымали золотые и серебряные вещи, книги, иконы, и прочие ценности. Чрезвычайные комиссии на местах арестовали и ссылали священников, либо расстреливали их без суда и следствия… Государством была поставлена задача уничтожить церковь, как непримиримого классового врага.
     Известно, что храм, находящийся в центре станицы, был разрушен в 30-х гг. Что стало дальше с его служителями пока неизвестно. На церковной территории после войны совершались братские захоронения воинов, сейчас это целый мемориальный комплекс. На месте храма стоит городской Дом культуры. А церковная площадь стала местом народных гуляний.

Возрождение Свято-Пантелеимоновского храма

     В конце 90-х годов, как покаянный жест, было принято решение о строительстве нового храма Святого Пантелеимона, в районе нового кладбища, так как строительство его на прежнем месте было невозможным. Вдохновителем этого святого дела был благочинный округа отец Никита (Гаврильчик). 23 апреля 2003 года, накануне Пасхи, засияли золотом церковные купола и кресты. И вот, 9 августа 2004 года, в престольный праздник, День Святого великомученика Пантелеимона Целителя, при большом стечении верующих состоялась первая служба. В 2013 году храм посетил преосвященный Феогност епископ Новороссийский и Геленджикский. Сегодня храм является еще одним украшением г. Славянка-на-Кубани. 

Ластовка О.А.
Хохлова В.
ст. Анастасиевская

3 Ноябрь, 2015 / Просмотров: 806 / ]]>Печать]]>
© 2017 Решмет Д.А.