Родился в 1927 году в станице Староминская, Краснодарского края, в семье казака-колхозника. Со слов Павла Кирилловича детство и юность «достались тяжелые, но весёлые». Рисовать начал с раннего детства, мечтал стать художником. Но война внесла свои коррективы в жизнь Павла Кирилловича. После окончания семилетки в 1944 г. П.К. Кузьменко был призван в ряды Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны. После окончания войны продолжал служить в армии. В 1948 г. направлен в Тбилисское пехотное училище. После окончания училища в 1951 г. служил в военкоматах Смоленской области, а с 1964 г. по 1971 г. служил в мотострелковых подразделениях в группе Советских войск в Германии. Без отрыва от службы в 1967 г. окончил Московский полиграфический институт по специальности художник технического оформления печатной продукции. Находясь на службе в Советской Армии, создал более 200 графических работ в основном на военную тематику, которые постоянно печатались в дивизионных и армейских военных периодических изданиях. В 1971 г., в звании капитана уволен в запас, и переехал на постоянное место жительства в г. Славянск-на-Кубани. С 1972 г. по 1984 г. работал военруком в школе № 5. После увольнения в запас создал более 30 цветных линогравюр (три - пять досок), и более 250 экслибрисов (книжных знаков) для личных и общественных библиотек. Как художник-оформитель принял активное участие в создании музея боевой славы и 40-летия Победы в средней школе № 5 и оформлении комнаты-музея Д.А.Фурманова в средней школе № 18. С 1984 по 1989 гг. – художник-оформитель в Художественно-оформительской мастерской г. Славянск-на-Кубани. Павел Кириллович вел большую общественную работу по воспитанию детей и молодёжи. Страстный любитель и пропагандист книги, он постоянно выступал с искусствоведческими лекциями и беседами среди населения Славянского района. Делегат первого Всесоюзного съезда книголюбов от Славянского района. Как художник-график постоянно принимал активное участие в городских, районных и краевых художественных выставках, о чём свидетельствуют десятки почётных грамот и дипломов. П.К. Кузьменко работал в технике экслибриса. Экслибрис - Ex Libris - в переводе с латинского – «из книг», книжный знак, указывающий на принадлежность книги или целой библиотеки какому-либо владельцу. Экслибрис получил свое начало и развивался вместе с развитием и совершенствованием изготовления книг. Первыми экслибрисами были написанные или нарисованные выражения, символы, знаки, фамилии, личные или семейные гербы, которые использовались как охранный знак владельца книги или библиотеки. Экслибрисы размещались на внешней стороне книги на переплёте или корешке. В основном это были книги рукописные и духовного назначения. С развитием книгопечатания, приведшего к увеличению количества и разнообразия книг, получил широкое распространение гравировальный экслибрис, отпечатанный на бумаге, который стал размещаться на внутренней стороне обложки книги. Первые бумажные экслибрисы появились в Германии вскоре после изобретения книгопечатания. Экслибрис становится не просто ярлычком с фамилией, свидетельствующим о том, кому принадлежит книга, а одним из видов произведений искусства малой графики. В композиции экслибриса зачастую взаимодействуют такие изобразительные элементы, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу, но с помощью которых, художник отражает интересы и занятия обладателя экслибриса, и обязательно - изображение книги. В России экслибрис как произведение малой графики в виде печатного бумажного знака начал развиваться и распространяться с начала XVIII века. Бурный расцвет книгопечатания в России наступил с 20-х годов XX века. Книги стали издаваться большими тиражами, что поспособствовало созданию почти в каждой семье личной библиотеки. Такой же массовый расцвет получил и книжный знак – экслибрис. Над созданием экслибриса работали сотни художников, которые создавали высокохудожественные произведения малой графики. С конца XIX века для многих коллекционеров искусства экслибрис стал одним из видов коллекционирования малой графики. В последующем во многих городах были созданы общества собирателей экслибриса, которые занимались изучением творчества художников графиков, устраивали выставки коллекций экслибрисов, вели просветительскую работу среди населения. Несомненно, экслибрисы Павла Кирилловича Кузьменко заняли свое достойное место в коллекциях ценителей произведений малой графики нашей страны и многих стран мира. Б.Д. Фуфалько историк-краевед


 
Страница 5 из 5«««12345
Нажмите для увеличения
экслибрис 40
Нажмите для увеличения
экслибрис 41
Нажмите для увеличения
экслибрис 42
Нажмите для увеличения
экслибрис 43
Страница 5 из 5«««12345
© 2017 Решмет Д.А.