Из истории боевого пути 16-го ГИАП, Часть 1

Период формирования и боевой подготовки


1-го сентября 1939 года немецко-фашистские войска напали на Польшу. Быстрый разгром польской армии, приблизил войну к границам СССР, создалась исключительная опасная обстановка. В такой сложной обстановке, по директивному распоряжению штаба ВВС Киевского Особого военного округа, за № 5875 от 5 сентября 1939 года, с дислокацией в городе Кировограде УССР, в составе 4-х эскадрилий был сформирован 55-й истребительный авиационный полк, который вошел в состав 1-ой скоростной бомбардировочной бригады КОВО. Полк полностью был укомплектован летно-техническим составом и материальной частью. Первыми организаторами его стали: командир полка, майор Иванов Виктор Петрович – отличный летчик, волевой командир, требовательный к себе и своим подчиненным. Свой богатый опыт и знания летнего мастерства умело передавал летному составу полка. Подстать своему командиру, был и начальник штаба полка, майор Матвеев Александр Никандрович. Комиссаром полка, был назначен старший политрук Чупаков Григорий Ефимович. 
В полку собрались разные люди, и бывалые летчики, такие как Павел Крюков, Анатолий Соколов – участники воздушных боев на Халкин-Голе и имевшие уже правительственные награды: Федор Атрашкевич, Семен Хархалуп, Курилов и только что вышедшие из стен училища Кузьма Селиверстов, Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Викентий Карпович, Валентин Фигичев, Константин Миронов, Алексей Суров, Семен Овчинников и многие другие.

15 октября в полку была создана первичная партийная организация, которую возглавил старший политрук Ногинский. Одновременно была создана и комсомольская организация. Обстановка требовала как можно быстрее организовать и проводить боевую и политическую подготовку в соответствии с политикой коммунистической партии и Советского правительства. Поэтому, перед личным составом полка, коммунистами и комсомольцами была поставлена задача: в кратчайший срок овладеть боевой техникой, находящейся на вооружении. Вся напряженная работа была направлена на обеспечение боевой готовности полка к отражению любого агрессора. Летчики учились летать, узнавали друг друга, накрепко завязывали узы воинского братства. Учиться летать приходилось на старых, изношенных самолетах «И-15БИС», и «И-16».

В январе 1940 года полк передается в состав 43 истребительной бригады ВВС, Одес-ского военного округа, а с апреля входит в состав 20 смешанной авиадивизии. 1 мая 1940 года, полк участвует в воздушном параде над Одессой, командование округа дает высокую оценку участникам парада. В этот период отношения Советского Союза со своим соседом на Юго-Западе - Королевской Румынией осложнялись тем, что она отказывалась возвратить принадлежавшую СССР территорию Бессарабии, а так же решить вопрос о передаче Северной Буковины в соответствии с волей ее народа в состав Украины. Эти территории были захвачены Румынией еще в декабре 1917 года – январе 1918 года при поддержке империалистических держав. В связи с этими событиями, полк перебазируется на полевой аэродром станции Раздельная и живет в условиях приближенных к боевой обстановке.

28 июня 1940 года, советские войска перешли Днестр и вступили на территорию Бессарабии и Северной Буковины. К исходу 30 июня вся территория была освобождена от оккупантов и государственная граница СССР восстановлена по рекам Прут и Дунай. В середине августа полк перебазировался на территорию Бессарабии, в 5-6 км от города Бельцы, вблизи большого села Сингуряны. В феврале 1941 года полк одним из первых получил новые скоростные истребители «МИГ-3». Снова напряженная работа. Сборка самолетов (прибыли они в разобранном виде), их изучение и первые тренировочные полеты.

Летали от ранней зорьки до наступления темноты. Летчики-истребители, полностью переученные на «МИГ-3» показали исключительные образцы боевого мастерства, личного мужества и героизма. 15 мая 1941 года полк перебазируется в лагерь близ совхоза «Маяки» Одесской области. Сюда же перегоняются самолеты «МИГ-3» и часть самолетов «И-16», «И-153», «Чайка». 1-я эскадрилья осталась в Бельцах на основном аэродроме. Начинаются лагерные будни армейской жизни, тренировочные полеты, учеба. Примерно с 12-13 июня немецкие самолеты стали нарушать границу и появляются над нашей территорией в районе аэродрома, поэтому 1-я эскадрилья несла боевое дежурство на аэродроме Бельцы. 

1941 год – время суровых испытаний


На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, внезапно, без объявления войны, обрушила на Советский Союз удар огромной силы. Её авиация произвела массированные налеты на аэродромы, узлы железных дороги группировки Советских войск, расположенные в приграничной зоне, а также на города: Мурманск, Каунас, Минск, Киев, Одессу, Севастополь.
Немецкое командование, придавая особое значение завоеванию господства в воздухе бросило на уничтожение советской авиации до половины самолетов сосредоточенных против СССР. С этой целью, оно впервые же часы предприняло серию массированных ударов по аэродромам приграничных округов.

В это раннее утро, воздушному нападению был подвергнут и базовый аэродром 55 ИАП в городе Бельцы. Первая группа бомбардировщиков приблизилась к городу на рассвете. Впереди шел разведчик, за ним еще два. В воздух по тревоге поднялось дежурное звено. Наши летчики еще не знали, что принесет этот неожиданный визит. Действуя по инструкции, они хотели отогнать немецкий самолет, он открыл огонь. Тогда они приняли бой и сбили разведчика. Но основная группа бомбардировщиков прошла стороной и обрушила удар на аэродром, уничтожив при этом несколько самолетов и бензохранилище.

В эти первые минуты войны в полку появились первые жертвы. В воздушном бою, сбив немецкий бомбардировщик «Ю-88», и будучи раненый сам, погиб летчик Александр Суров, а на земле от пулеметной очереди - моторист Вахтеров. От осколка бомбы – младший авиатехник Дмитрий Аркадьевич Камаев. В полдень аэродром атаковала девятка истребителей «Мессершмитт-109», но она своим штурмовым ударом не нанесла какого-нибудь ущерба. Вечером, когда день уже был на исходе, со стороны города Бельцы выплывали звено за звеном 13 немецких бомбардировщиков в сопровождении большой группы истребителей. Держали курс на эродром и пытались бомбовым ударом уничтожить основную базу и склад боеприпасов, находившийся на окраине аэродрома. Но немцы не знали, что основные силы 55 ИАП находились на полевом аэродроме поселка совхоза «Красный Маяк», Красноокнянского района Одесской области. В этот день погиб еще один летчик, лейтенант Семен Овчинников.

Исключительное мужество и храбрость проявили летчики полка, отражая налет на аэродром, уничтожив четыре бомбардировщика «Юнкерса» и сбили прямо над аэродромом фашистского асса. Отважно дрались в этом тяжелом групповом бою летчики 1-й эскадрильи: капитан Ф.В.Атрашкевич, младшие лейтенанты В.Фигичев, С.Комлев, Е.Семенов, К.Миронов. Не раз они поднимались в воздух, чтобы отразить атаки воздушных пиратов. В небе над аэродромом, один за одним пролетали бомбардировщики, где-то недалеко со стороны границы, слышалась артиллерийская канонада, частая дробь пулеметных очередей, рев танковых моторов, пылало багровое зарево. В такой обстановке немцы могли в любую минуту осуществить высадку десанта на аэродром.

Утром 23 июня, когда усталый от напряжения и бессонницы технический состав приводил в порядок взлетную полосу, недалеко от аэродрома, послышался рокот мотора, из-за горы появился немецкий разведчик. Шел он на малой высоте, беспечно пренебрегая мерами предосторожности, посланный, для того, чтобы еще раз убедиться, что после вечернего налета аэродром «разгромлен» и на нем нет уже никого в живых. Но немец просчитался. Все кто находился в это время на аэродроме, из всех видов оружия (винтовок, полуавтоматов, пистолетов) открыли массированный огонь, разведчик дернулся и рухнул недалеко в поле. А чуть позднее, в последующие дни, в небе Молдавии, с новой силой разгорелись ожесточенные воздушные сражения, в которых непосредственное участие принял и 55 ИАП, только вчера, одним из первых принявший на себя удар. Действуя самоотверженно, летчики полка, стремились нанести противнику как можно больший ущерб.

В первый день войны, старший лейтенант Курилов сбил над Кишиневым фашистский самолет, а летчика, пытавшегося ускользнуть с парашютом, перерубил плоскостью своего «МИГа». Высокое мастерство и бесстрашие проявили в воздушных боях: А.Покрышкин, сбивший на второй день войны немецкий истребитель «Мессершмитт», К.Миронов, уничтоживший в районе Бельцы, немецкого разведчика «Хенкеля 126», Ф.Атрашкевич, сваливший командира вражеской авиагруппы, награжденного железным крестом. От меткого огня В.Викторова и Н.Столярова нашли себе могилу еще несколько гитлеровских бандитов.

28 июня 1941 года, отражая налет вражеской авиации на город Котовск, группа летчиков, во главе с лейтенантом К.Е.Селиверстовым, в составе Н.Яковлева, Я.Меметова уничтожила в воздушном бою целиком бомбардировочную группу врага из семи самолетов, а чуть позже сбила еще три самолета. Всего в этот день уничтожено 11 вражеских машин.
21 июля летчики полка совершили дерзкий налет на аэродром города Бельцы, где уже был немецкий аэродром и штурмовым ударом уничтожили четыре «Юнкерса-88» и восемь «Мессершмиттов-109», стоявших на аэродроме. На следующий день девятка «Мигов» повторила налет на аэродром, и уничтожила еще девять вражеских машин. Из этой операции не вернулись на свой аэродром комэска, любимец полка А.Соколов и лейтенант А.Овсянкин. Позже стало известно, что Соколов был подбит, Овсянкин не оставил своего командира, они сели недалеко от Ямполя, но оказалось, что здесь уже были немцы. Они окружили летчиков, хотели взять их живыми, но герои отбивались до последнего патрона и плену предпочли смерть.

В августе месяце, 55 ИАП выходит из состава 20-й смешанной авиадивизии и переходит в непосредственное подчинение ВВС южного фронта, где продолжает вести тяжелые воздушные бои с врагом. 150 боевых вылетов и 60 воздушных боев провел Герой Советского Союза К.Е.Селиверстов, 15 октября 1941 года, разыскивая своего командира эскадрильи К.Ивачева, не вернувшегося в этот день из разведки, в районе Таганрога, он заметил, что четверка «мессершмиттов» преследует пару наших «И-15» идущих с задания. Не раздумывая Кузьма Егорович вступает в неравный бой и на глазах у нашей пехоты сбивает одного фашиста, а остальные три продолжают атаки на него. На малой высоте кончается горючее, глохнет мотор. Прыгать на парашюте на такой высоте нельзя. Оставалось одно: идти на посадку. Фашисты, воспользовавшись беспомощностью летчика в упор расстреливают его.

С большим напряжением сил, подвергая себя смертельной опасности, трудится технический состав полка. Под бомбовыми ударами, под градом пуль пулеметных очередей вражеских самолетов днем и ночью в любую погоду он обеспечивает бесперебойную боевую работу своих самолетов.
И.Скороход, И.Косой, И.Почка, Г.Чувашин, П.Леенко, А.Плеханов, А.Лытаев, П.Ухов, Г.Питкалюк и многие другие делали все для того, чтобы ни один боевой вылет не был сорван по вине технического состава. Большую лепту в бесперебойную работу материальной части внес инженер полка Шолохович.

4 Сентябрь, 2012 / Просмотров: 3157 / ]]>Печать]]>
© 2019 Решмет Д.А.