Сайт общества любителей истории и краеведения
|
|
|
Из истории боевого пути 16-го ГИАП, Часть 21942 год. 55-й полк стал 16 гвардейским
За боевые подвиги в этих воздушных сражениях летчики полка: В.Иванов, И.Лукашевич, А.Покрышкин, В.Карпович, получили Ордена Ленина, а П.Крюков – Орден Красного Знамени. Кузьме Егоровичу Селиверстову первому в полку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Молодой летчик сержант Д.Никитин, прибывший в полк в июле 1941 года, возвращаясь с боевого задания, заметил немецкий самолет «Хенкель-126» и начал преследовать его. Но тут из облака вынырнули три «Мессершмитта» спеша на выручку своему разведчику. Д.Никитин заметил опасность. Подойдя ближе к «Хенкелю» и сбив его, развернулся навстречу «Мессершмиттам». В неравном бою он сбил одного мессершмитта, а второго таранил. Сбив 3 немецких самолета в одном бою, пал смертью храбрых и Даниил Никитин. Все это происходило вблизи аэродрома, на глазах летно-технического состава. 22 мая 1942 года 16 гв. ИАП включен в состав вновь созданной 216-й истребительной дивизии, командование которой, приняли Герой Советского Союза генерал-майор В.И.Шевченко и бригадный комиссар Д.К.Мачнев. Гвардейцы должны были стать ударной огневой силой дивизии, в которой было 28 обстрелянных летчиков. 16 июля 1942 года полк перебазируется на аэродром завода «Ростсельмаш» города Ростова. Здесь гитлеровцы заполнили небо, бросив в бой многие сотни самолетов. В городе день и ночь пылали здания, беспрерывным потоком немецкие бомбардировщики сбрасывали бомбы на аэродром, жилые кварталы города. Они блокировали аэродром. Но, несмотря на это, летчики полка ухитрялись взлетать, вести разведку и бить фашистов, а технический состав бесперебойно обеспечивать боевые вылеты. 21 июля полк перелетел на аэродром Батайской школы ВВС, а затем на Кубань. 2-го августа, ранним утром, 15 самолетов «МЕ-110» атаковали наш аэродром Крапоткин. Взлетевшая пятерка самолетов «ЯК-1» под командованием капитана Покрышкина с аэродрома Гетмановская, вступила в воздушный бой с превосходящими силами противника и на глазах всего личного состава сбила 3 самолета «МЕ-110». Сальяны, Манас, Аджикабул…
В ожесточенных оборонительных боях и сражениях с 22 июня 1941 года по 9 августа 1942 года полк внес достойный вклад в дело победы над врагом. За это время полк выполнил 5201 самолетов, с налетом 5340 часов. - уничтожено живой силы – 4661 чел. Особо отличились летчики: В.Фигичев – сбивший 8 вражеских самолетов и при штурмовке на аэродроме сжег четыре бомбардировщика, П.Крюков – сбивший в воздушных боях 3 самолета. А.Покрышкин – сбивший в воздушных боях 3 самолета, в групповых боях 4 и на аэродромах им уничтожено 2 самолета, Г.Речкалов – сбивший 5 самолетов, А.Федоров, Н.Искрин, А.Труд и многие другие. Никогда не изгладятся в памяти однополчан подвиги летчиков, павших в этот период войны: Ф.Атрашкевича, А.Соколова, П.Грачева, Т.Ротанова, С.Хархалуп, Л.Дьяченко, С.Супруна, Н.Лукашевича, К.Миронова и многих других. 19 августа 1942 года 16 гв. ИАП прибывает в небольшой приморский городок, расположенный у станции Насосная, в нескольких км от города Баку. Здесь предстояло провести переформирование, принять новое пополнение, и наконец, получить небольшой отдых. Через несколько дней полк получил приказ о перебазировании в другой район, и 21 сентября прибывает в рыбацкий поселок Манас, где был построен аэродром. Пока не были получены новые самолеты, люди вспоминали теорию полета, изучали и продумывали накопленный опыт, решали тактические задачи. Дни летели быстро: учеба, формирование, повседневные заботы воинской жизни. 20 ноября личный состав узнает об окружении и разгроме немецких армий под Сталинградом. Радости и ликованию не было предела. В эти дни Великой победы на Волге полк жил одной мечтой – поскорее освоить новую материальную часть и вылететь на фронт. 1943 год. Жаркое небо Кубани
Весной 1943 года напряженные воздушные сражения вспыхнули на самом южном участке Советско-германского фронта, на Кубани, в небе которой шли непрерывные воздушные бои гигантских размеров, в которых участвовало одновременно сотни самолетов. Здесь шла смертельная борьба за господство в воздухе, решался вопрос, кому будет принадлежать небо. В такой напряженной обстановке 14 апреля 16-й гвардейский истребительный авиаполк, после длительной учебы и освоения новых скоростных машин, перелетел из Закавказья на Краснодарский аэродром, где вошел в состав 216 истребительной авиадивизии (впоследствии ставшей 9-ой гвардейской трижды орденоносной Мариупольско-Берлинской истребительной авиадивизией), которой командовал генерал-майор А.В.Борман, старый, опытный летчик и тонкий знаток людей. Дивизия входила в состав 4-й воздушной армии под командованием генерал-майора К.А.Вершинина. С первых же дней летчики полка смело вступили в единоборство с гитлеровскими хвалеными «ассами». Первым в полку счет сбитых самолетов на Кубани открыл лейтенант Михаил Сутырин. Вступив в бой с двумя «МЕ-109» в районе станицы Анастасиевская он сбил одного, второй не приняв боя ушел. Штурман полка майор П.Крюков в воздушном бою против четырех «МЕ-109» сбил два самолета противника, одного подбил, а последнего обратил в бегство. Группы в составе: (парами) А.Покрышкин – В.Степанов, Г.Речкалов – П.Табаченко, И.Старчиков – И.Савин, А.Науменко – М.Сутырин, в районе станицы Троицкая-Мингрельская провели воздушный бой с десятью «МЕ-109», из них сбили трех и подбили одного. В районе станицы Абинской встретили еще восемь вражеских истребителей. В завязавшемся бою сбито четыре самолета, их сбили А.Покрышкин – три «МЕ-109», Г.Речкалов – два, В.Науменко – одного, М.Сутырин – одного. На свой аэродром вернулись без потерь. 15 апреля полк перебазируется на полевой аэродром вблизи станицы Поповичевская, откуда должны были во взаимодействии с сухопутными войсками развернуться боевые действия. Обе стороны стремились завоевать господство в воздухе и оказать максимальную помощь наземным войскам. Самые напряженные воздушные бои начались 17 апреля. В этот день противник при поддержке крупных сил авиации перешел в наступление против наших войск, оборонявшихся на плацдарме в районе Новороссийска. Это была знаменитая «Малая Земля». Вражеская авиация на этом участке имела численные перевес и располагалась бесспорным превосходством в базировании. Её истребительные части размещались в 15-25 км от линии фронта. Наши же истребители вынуждены были летать с более удаленных аэродромов. Используя благоприятные возможности, немецкая авиация захватила на этом участке фронта инициативу в воздухе. Оборонявшиеся Советские войска оказались в чрезвычайно тяжелом положении. Чтобы удержать плацдарм, им была необходима сильная поддержка с воздуха. В первый же день на этой большой воздушной битвы у Новороссийска над маленьким клочком советской земли совхоза Мысхако, разыгрался бой, который надолго запомнился всем летчикам полка. Дело было после обеда. Командир эскадрильи, широкоплечий, почти двухметрового роста, с волевым лицом, умными серо-голубыми глазами, светлой курчавой бородой – гв.ст.лейтенант В.Фадеев повел ударную группу, состоящую из восьми истребителей в район Мысхако. Ведомым его был высокий, всегда жизнерадостный, но суровый к врагам лейтенант А.Труд. Вторую группу, группу прикрытия из четырех самолетов вел старший лейтенант Г.Речкалов. Воздушный бой шел южнее Новороссийска – над бухтой и морем. Перевалив через горы, и когда патруль набрал нужную высоту, Труд, оглянувшись в сторону Анапы, увидел, что с моря, со стороны солнца несколькими волнами шли немецкие пикирующие бомбардировщики, а над ними комариной стаей вились «мессершмитты». Первыми к району Мысхако подошли двенадцать пикирующих бомбардировщиков и девять «МЕ-109». По приказу В.Фадеева четверка Н.Искрина пошла на «МЕ-109», А В.Фадеев атаковал «Ю-87». С первой же атаки Фадеев зажег один бомбардировщик, остальные начали рассыпаться в стороны, наспех, неприцельно освобождаясь от бомб, чтобы побыстрее уйти от возмездия. Разбившись на пары, истребители Фадеева стремительно атаковали гитлеровцев, не давая им опомниться. Бой шел с явным преимуществом гвардейцев. Один за другим упали в воду два горящих «мессершмитта». Тогда на помощь «юнкерсам-87» фа-шистское командование выслало еще двенадцать «МЕ-109» и четыре «Фоке-Вульфа-190». Эти «фоккеры» - новинка гитлеровской авиации – с мощным вооружением – четырьмя пушками – встретились летчикам полка впервые. Господство в воздухе, завоеванное, на Кубани советскими летчиками, фашистской Германии не удалось вернуть до конца войны. Командующий 18-ой армией генерал-лейтенант К.Р.Леселидзе писал о действиях советских летчиков: «Массированные удары нашей авиации по противнику, пытавшемуся уничтожить десантные части в районе Мысхако, сорвали его планы. У личного состава десантной группы появилась уверенность в своих силах». Воздушные бои на подступах к Новороссийску, в районах станиц Крымская, Киевская, Молдавская, за полуостров Тамань, вот далеко не полный перечень боевых дел на Кубани, в которых непосредственное участие принимали гвардейцы. Здесь была полностью отработана тактика боя пары истребителей, определены задачи ведущего и ведомого, разработана и применена по предложению Покрышкина знаменитая «Кубанская этажерка», где каждая ступенька выполняла свою строго определенную роль. В воздушном сражении, длившемся более двух месяцев, летчики показали образцы героизма, самоотверженности и отваги. Здесь, на Кубани указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, четырем летчикам полка было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»: гв.майору П.Крюкову, гв.капитанам В.Фадееву (посмертно), А.Покрышкину и ст.л-ту Т.Речкалову. Воодушевленные боевыми успехами, они стремились приблизить час Победы, скорее освободить Родину от немецко-фашистских поработителей, не щадя своей крови и жизни. Замечательный человек, мужественный и бесстрашный боец, настоящий патриот В.И.Фадеев 5 мая 1943 года в небе между станицами Абинской и Крымской принял бой с 10-ю «мессершмиттами». Двоих стервятников Вадим сбил. Но сам погиб в неравном бою, героически сражаясь до последнего патрона, до последнего дыхания. Никогда не изгладятся в памяти однополчан имена воздушных воинов, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины: И.Савина, А.Голубева, Н.Мочалова, Д.Сапунова, Н.Островского, С.Вербицкого и других. В небе Кубани впервые во всем блеске проявился талант будущего трижды Героя Советского Союза А.И.Покрышкина. С Кубани пошла слава о Героях Советского Союза: В.И.Фадееве, Г.Речкалове, А.Труд, С.Лукьянове. Высокую отвагу в воздушных боях проявили летчики полка: А.Федоров, И.Сутырин, Н.Искрин, Г.Голубев, А.Клубов, П.Кетов, Н.Трофимов, К.Сухов, Н.Старчиков, П.Табаченко, В.Бережной, В.Жердев и многие другие. |
© 2024 Решмет Д.А. |