Из истории боевого пути 16-го ГИАП, Часть 2

1942 год. 55-й полк стал 16 гвардейским


Фашистские полчища, совершившие нашествие на нашу Родину встретили невиданное сопротивление, сломить которое они оказались бессильными. В ожесточенных оборонительных боях летом и осенью 1941 года летчики полка проявили исключительную стойкость и мужество, героизм и самоотверженность. Упорные бои за переправы через реки Прут и Днестр, уничтожение живой силы и техники противника в Бессарабии, штурмовые удары по вражеским резервам, подходившим к Днепру, защита наших переправ через Днепр и многие другие операции, которые невозможно перечислить в этой короткой исторической справке.

За боевые подвиги в этих воздушных сражениях летчики полка: В.Иванов, И.Лукашевич, А.Покрышкин, В.Карпович, получили Ордена Ленина, а П.Крюков – Орден Красного Знамени. Кузьме Егоровичу Селиверстову первому в полку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Большая группа авиатехников и младших специалистов была награждена Орденами и медалями Советского Союза.
7 марта 1942 года в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета СССР «За проявленную отвагу в боях за Родину с немецко-фашистскими захватчиками, стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава 55-й полк преобразован в 16-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Это событие явилось большим праздником в жизни всего личного состава, партийной и комсомольской организации полка.

Молодой летчик сержант Д.Никитин, прибывший в полк в июле 1941 года, возвращаясь с боевого задания, заметил немецкий самолет «Хенкель-126» и начал преследовать его. Но тут из облака вынырнули три «Мессершмитта» спеша на выручку своему разведчику. Д.Никитин заметил опасность. Подойдя ближе к «Хенкелю» и сбив его, развернулся навстречу «Мессершмиттам». В неравном бою он сбил одного мессершмитта, а второго таранил. Сбив 3 немецких самолета в одном бою, пал смертью храбрых и Даниил Никитин. Все это происходило вблизи аэродрома, на глазах летно-технического состава.

22 мая 1942 года 16 гв. ИАП включен в состав вновь созданной 216-й истребительной дивизии, командование которой, приняли Герой Советского Союза генерал-майор В.И.Шевченко и бригадный комиссар Д.К.Мачнев. Гвардейцы должны были стать ударной огневой силой дивизии, в которой было 28 обстрелянных летчиков.
В период формирования новой дивизии, 16 гв. ИАП ведет боевую работу, прикрывая наши наземные войска, сопровождает бомбардировщиков, штурмовиков, ведет штурмовку и разведку вражеских сил в районах Артемовска, Краматорска, Константиновки, Дебальцево, Изюм, Барвенково, в среднем течении Северного Донца, Ростова, Батайска.
5 июля 1942 года в один из жарких боевых дней, командующий 4-й воздушной армией генерал К.А.Вершинин вручил полку Гвардейское знамя. Личный состав дал клятву «Не жалея сил бить врага до полной победы».

16 июля 1942 года полк перебазируется на аэродром завода «Ростсельмаш» города Ростова. Здесь гитлеровцы заполнили небо, бросив в бой многие сотни самолетов. В городе день и ночь пылали здания, беспрерывным потоком немецкие бомбардировщики сбрасывали бомбы на аэродром, жилые кварталы города. Они блокировали аэродром. Но, несмотря на это, летчики полка ухитрялись взлетать, вести разведку и бить фашистов, а технический состав бесперебойно обеспечивать боевые вылеты.

21 июля полк перелетел на аэродром Батайской школы ВВС, а затем на Кубань. 2-го августа, ранним утром, 15 самолетов «МЕ-110» атаковали наш аэродром Крапоткин. Взлетевшая пятерка самолетов «ЯК-1» под командованием капитана Покрышкина с аэродрома Гетмановская, вступила в воздушный бой с превосходящими силами противника и на глазах всего личного состава сбила 3 самолета «МЕ-110».

Сальяны, Манас, Аджикабул…


Полк, беспрерывно участвовавший в боях с первых минут войны, нес большие потери. Вскоре ранило командира полка В.П.Иванова, его заменил штурман полка, батальонный комиссар Н.В.Исаев. 7-го августа 1942 года полк сдал самолеты подошедшему на смену 45-му истреби-тельному авиационному полку и 9 августа отбыл на побережье Каспия, на переформирование, где предстояло освоить новый истребитель. Теперь это был уже боевой коллектив, крепкий и сильный, уверенный в себе, обладающий солидным военным опытом.

В ожесточенных оборонительных боях и сражениях с 22 июня 1941 года по 9 августа 1942 года полк внес достойный вклад в дело победы над врагом. За это время полк выполнил 5201 самолетов, с налетом 5340 часов.
Уничтожил:
- самолетов – 122
- танков – 40
- автомашин – 842
- б/цистерн – 9
- паровозов – 9
- вагонов – 36 из них 2 с боеприпасами
- орудий разного калибра – 92

- уничтожено живой силы – 4661 чел.

Особо отличились летчики: В.Фигичев – сбивший 8 вражеских самолетов и при штурмовке на аэродроме сжег четыре бомбардировщика, П.Крюков – сбивший в воздушных боях 3 самолета. А.Покрышкин – сбивший в воздушных боях 3 самолета, в групповых боях 4 и на аэродромах им уничтожено 2 самолета, Г.Речкалов – сбивший 5 самолетов, А.Федоров, Н.Искрин, А.Труд и многие другие. Никогда не изгладятся в памяти однополчан подвиги летчиков, павших в этот период войны: Ф.Атрашкевича, А.Соколова, П.Грачева, Т.Ротанова, С.Хархалуп, Л.Дьяченко, С.Супруна, Н.Лукашевича, К.Миронова и многих других.

19 августа 1942 года 16 гв. ИАП прибывает в небольшой приморский городок, расположенный у станции Насосная, в нескольких км от города Баку. Здесь предстояло провести переформирование, принять новое пополнение, и наконец, получить небольшой отдых.
7 сентября полк переезжает в поселок Сальяны Азербайджанской ССР, а затем в поселок Избербаш Дагестанской АССР, невдалеке от города Махачкала. В этом поселке, группа комсомольцев и не союзной молодежи полка, под командованием майора Масленникова Г.Т. оказывала помощь колхозникам в уборке урожая. Они намолотили 200 тн.167 кг. зерновых.

Через несколько дней полк получил приказ о перебазировании в другой район, и 21 сентября прибывает в рыбацкий поселок Манас, где был построен аэродром. Пока не были получены новые самолеты, люди вспоминали теорию полета, изучали и продумывали накопленный опыт, решали тактические задачи. Дни летели быстро: учеба, формирование, повседневные заботы воинской жизни. 20 ноября личный состав узнает об окружении и разгроме немецких армий под Сталинградом. Радости и ликованию не было предела. В эти дни Великой победы на Волге полк жил одной мечтой – поскорее освоить новую материальную часть и вылететь на фронт.

1943 год. Жаркое небо Кубани


В скором времени полк получает новые самолеты, типа «Аэрокобра» (тактико-технические данные этого самолета: максимальная скорость 602 км/час, мотор «Аиссон – 1710-85», мощность мотора 1200 л/с, вооружение – два пулемета кал.12,7 мм, четыре – кал. 7,62 мм и одна пушка 37 мм»)

Весной 1943 года напряженные воздушные сражения вспыхнули на самом южном участке Советско-германского фронта, на Кубани, в небе которой шли непрерывные воздушные бои гигантских размеров, в которых участвовало одновременно сотни самолетов. Здесь шла смертельная борьба за господство в воздухе, решался вопрос, кому будет принадлежать небо.

В такой напряженной обстановке 14 апреля 16-й гвардейский истребительный авиаполк, после длительной учебы и освоения новых скоростных машин, перелетел из Закавказья на Краснодарский аэродром, где вошел в состав 216 истребительной авиадивизии (впоследствии ставшей 9-ой гвардейской трижды орденоносной Мариупольско-Берлинской истребительной авиадивизией), которой командовал генерал-майор А.В.Борман, старый, опытный летчик и тонкий знаток людей. Дивизия входила в состав 4-й воздушной армии под командованием генерал-майора К.А.Вершинина.

С первых же дней летчики полка смело вступили в единоборство с гитлеровскими хвалеными «ассами». Первым в полку счет сбитых самолетов на Кубани открыл лейтенант Михаил Сутырин. Вступив в бой с двумя «МЕ-109» в районе станицы Анастасиевская он сбил одного, второй не приняв боя ушел. Штурман полка майор П.Крюков в воздушном бою против четырех «МЕ-109» сбил два самолета противника, одного подбил, а последнего обратил в бегство. Группы в составе: (парами) А.Покрышкин – В.Степанов, Г.Речкалов – П.Табаченко, И.Старчиков – И.Савин, А.Науменко – М.Сутырин, в районе станицы Троицкая-Мингрельская провели воздушный бой с десятью «МЕ-109», из них сбили трех и подбили одного. В районе станицы Абинской встретили еще восемь вражеских истребителей. В завязавшемся бою сбито четыре самолета, их сбили А.Покрышкин – три «МЕ-109», Г.Речкалов – два, В.Науменко – одного, М.Сутырин – одного. На свой аэродром вернулись без потерь.

15 апреля полк перебазируется на полевой аэродром вблизи станицы Поповичевская, откуда должны были во взаимодействии с сухопутными войсками развернуться боевые действия. Обе стороны стремились завоевать господство в воздухе и оказать максимальную помощь наземным войскам. Самые напряженные воздушные бои начались 17 апреля. В этот день противник при поддержке крупных сил авиации перешел в наступление против наших войск, оборонявшихся на плацдарме в районе Новороссийска. Это была знаменитая «Малая Земля». Вражеская авиация на этом участке имела численные перевес и располагалась бесспорным превосходством в базировании. Её истребительные части размещались в 15-25 км от линии фронта. Наши же истребители вынуждены были летать с более удаленных аэродромов. Используя благоприятные возможности, немецкая авиация захватила на этом участке фронта инициативу в воздухе. Оборонявшиеся Советские войска оказались в чрезвычайно тяжелом положении. Чтобы удержать плацдарм, им была необходима сильная поддержка с воздуха. В первый же день на этой большой воздушной битвы у Новороссийска над маленьким клочком советской земли совхоза Мысхако, разыгрался бой, который надолго запомнился всем летчикам полка. Дело было после обеда. Командир эскадрильи, широкоплечий, почти двухметрового роста, с волевым лицом, умными серо-голубыми глазами, светлой курчавой бородой – гв.ст.лейтенант В.Фадеев повел ударную группу, состоящую из восьми истребителей в район Мысхако. Ведомым его был высокий, всегда жизнерадостный, но суровый к врагам лейтенант А.Труд. Вторую группу, группу прикрытия из четырех самолетов вел старший лейтенант Г.Речкалов. Воздушный бой шел южнее Новороссийска – над бухтой и морем. Перевалив через горы, и когда патруль набрал нужную высоту, Труд, оглянувшись в сторону Анапы, увидел, что с моря, со стороны солнца несколькими волнами шли немецкие пикирующие бомбардировщики, а над ними комариной стаей вились «мессершмитты». Первыми к району Мысхако подошли двенадцать пикирующих бомбардировщиков и девять «МЕ-109». По приказу В.Фадеева четверка Н.Искрина пошла на «МЕ-109», А В.Фадеев атаковал «Ю-87».

С первой же атаки Фадеев зажег один бомбардировщик, остальные начали рассыпаться в стороны, наспех, неприцельно освобождаясь от бомб, чтобы побыстрее уйти от возмездия. Разбившись на пары, истребители Фадеева стремительно атаковали гитлеровцев, не давая им опомниться. Бой шел с явным преимуществом гвардейцев. Один за другим упали в воду два горящих «мессершмитта». Тогда на помощь «юнкерсам-87» фа-шистское командование выслало еще двенадцать «МЕ-109» и четыре «Фоке-Вульфа-190». Эти «фоккеры» - новинка гитлеровской авиации – с мощным вооружением – четырьмя пушками – встретились летчикам полка впервые.
Бой длился 20 минут, и летчики 16 гвардейского вышли победителями. Два истребителя, и одного бомбардировщика – пикировщика сбил В.Фадеев, сержант И.Савин – два «Ме-109», А.Труд, А.Табаченко, Г.Речкалов – по одному «мессершмитту», М.Сутырин – одного «фоккера». У врага было численное преимущество, и, несмотря на это, он потерял девять своих самолетов. По соотношению сил, по результатам проведенного боя, этот воздушный поединок, стал переломным моментом для воздушных бойцов полка. Все летчики почувствовали себя сильнее фашистов в мастерстве, в тактике, не говоря уже о духе. С этого дня они стали хозяевами в небе. Закрепляя достигнутые успехи, и как бы подтверждая свое мастерство, 24 апреля группа гв.капитана Покрышкина сопровождала штурмовиков в район Федотовка (ю-з. Новороссийска). При подходе к цели, группа заметила на высоте 3500 метров четырнадцать «МЕ-109», которые пытались перейти в атаку на штурмовиков. Вступив в бой с противником, летчики сбили 9 «МЕ-109». Самолеты сбили: гв.капитан Покрышкин, гв.ст.лейтенант Фадеев, лейтенант Искрин, ст.лейтенант Речкалов, гв.лейтенант Труд, сержант Табаченко. Наших потерь не было.

Господство в воздухе, завоеванное, на Кубани советскими летчиками, фашистской Германии не удалось вернуть до конца войны. Командующий 18-ой армией генерал-лейтенант К.Р.Леселидзе писал о действиях советских летчиков: «Массированные удары нашей авиации по противнику, пытавшемуся уничтожить десантные части в районе Мысхако, сорвали его планы. У личного состава десантной группы появилась уверенность в своих силах».

Воздушные бои на подступах к Новороссийску, в районах станиц Крымская, Киевская, Молдавская, за полуостров Тамань, вот далеко не полный перечень боевых дел на Кубани, в которых непосредственное участие принимали гвардейцы. Здесь была полностью отработана тактика боя пары истребителей, определены задачи ведущего и ведомого, разработана и применена по предложению Покрышкина знаменитая «Кубанская этажерка», где каждая ступенька выполняла свою строго определенную роль.

В воздушном сражении, длившемся более двух месяцев, летчики показали образцы героизма, самоотверженности и отваги. Здесь, на Кубани указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, четырем летчикам полка было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»: гв.майору П.Крюкову, гв.капитанам В.Фадееву (посмертно), А.Покрышкину и ст.л-ту Т.Речкалову.

Воодушевленные боевыми успехами, они стремились приблизить час Победы, скорее освободить Родину от немецко-фашистских поработителей, не щадя своей крови и жизни. Замечательный человек, мужественный и бесстрашный боец, настоящий патриот В.И.Фадеев 5 мая 1943 года в небе между станицами Абинской и Крымской принял бой с 10-ю «мессершмиттами». Двоих стервятников Вадим сбил. Но сам погиб в неравном бою, героически сражаясь до последнего патрона, до последнего дыхания. Никогда не изгладятся в памяти однополчан имена воздушных воинов, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины: И.Савина, А.Голубева, Н.Мочалова, Д.Сапунова, Н.Островского, С.Вербицкого и других.

В небе Кубани впервые во всем блеске проявился талант будущего трижды Героя Советского Союза А.И.Покрышкина. С Кубани пошла слава о Героях Советского Союза: В.И.Фадееве, Г.Речкалове, А.Труд, С.Лукьянове. Высокую отвагу в воздушных боях проявили летчики полка: А.Федоров, И.Сутырин, Н.Искрин, Г.Голубев, А.Клубов, П.Кетов, Н.Трофимов, К.Сухов, Н.Старчиков, П.Табаченко, В.Бережной, В.Жердев и многие другие.

4 Сентябрь, 2012 / Просмотров: 5481 / ]]>Печать]]>
© 2024 Решмет Д.А.