Сайт общества любителей истории и краеведения
|
|
|
Из истории боевого пути 16-го ГИАП, Часть 3Мариуполь наш, даешь Крым!
В этот период в полку произошло знаменательное и радостное событие для всех однополчан. Его воспитанник, прошедший боевой путь от рядового летчика до и.о. командира полка, майор Александр Покрышкин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1943 года был удостоен второй медали «Золотая Звезда». В начале ноября месяца, когда наши войска вышли к Перекопу и форсировали Сиваш, полк перебазируется к месту решающих боев – вблизи заповедника Аскания-Нова, где получил задание: прикрывать с воздуха наши наземные войска в районе Перекопа и переправу на Сиваш. 11 декабря группа, ведомая гв. капитаном А.Федоровым, прикрывая переправу Остров Русский, в районе цели вступила в воздушный бой с 40 бомбардировщиками. «Ю-87» противника, которые шли к переправе. В этом бою группа Федорова сбила 6 «Ю-87» и 2 «МЕ-109». На наши переправы бомбы больше не падали. Зато в Сиваш падали «Юнкерсы» и «МЕ-109». Одновременно, прикрывая переправу и нанося большой урон противнику, летчики полка специализировались «на свободной охоте», перехватывая и сбивая над морем фашистские самолеты, курсирующие между Крымом и Румынией и перевозивших боеприпасы, продовольствие, горючее и людей. Летчики-охотники 16-го гвардейского истребительного полка: А.Покрышкин, Г.Речкалов, И.Олефиренко, А.Клубов, А.Федоров, П.Еремин наряду с выполнением общих задач, сбили над Черным морем 12 транспортных самолетов «Ю-52». За период с 14-го апреля 1943 года по 1-е января 1944 года в воздушных боях было сбито 326 самолетов противника и два уничтожено на земле. Произведено 4715 самолето-вылетов, с налетом 4264 часов. В январе 1944 года полк перебазируется в глубокий тыл, в село Черниговка, восточнее Большого Токмака, где необходимо было пополниться самолетами, новыми летчиками, восстановить боевой потенциал, и быть готовыми к предстоящим сражениям. Полностью укомплектовавшись летно-техническим составом и материальной частью, в начале мая полк прилетел в Румынию на аэродром у большого населенного пункта Стефанешти. Командиром полка в это время в связи с назначением А.И.Покрышкина командиром 9-й гвардейской Мариупольской истребительной дивизии был назначен Б.Глинка, а после его ранения в районе Львова – Г.А.Речкалов. Операция «Яссы»
29 мая группа, состоящая из 16 истребителей, вылетела на прикрытие поля боя. Ударную восьмерку возглавил А.Клубов, вторую вел Речкалов. Подходя уже к линии фронта, летчики увидели большую группу Ю-88, прикрытых «мессершмиттами». Клубов повел свою восьмерку в атаку, а восьмерка Речкалова связала боем истребителей прикрытия. С первой же атаки один «юнкерс» был сбит, второй зажжен. Строй бомбардировщиков нарушился. Вражеские летчики поспешили неприцельно сбросить бомбы. Бой разгорелся. На подмогу МЕ № 109 пришла десятка ФВ № 190, но наши летчики, несмотря на явный перевес противника, сбили 2 вражеских самолетов, не потеряв, ни одного своего. Действуя в направлении Ясс, личный счет сбитых самолетов Героя Советского Союза А.Клубова (он был удостоен этого звания 13 апреля 1944 года) увеличился на 9 самолетов. Приумножили свои успехи: дважды Герой Советского Союза Г.Речкалов, второй медалью «Золотая Звезда» он был награжден 1 июля 1944 года) Трофимов, Старчиков, Сухов, Вахненко, Труд, Березкин, Жердев. Отлично справились с обязанностями воздушных разведчиков: В.Цветков, Н.Коряев, П.Табаченко, Н.Чертов, которые доставляли ценные сведения о переброске по железным дорогам техники, боеприпасов, горючего и живой силы. Здесь, под Яссами получили боевую закалку и молодые летчики: А.Иванков, Н.Кудинов, А.Сеничев, Г.Бабкин, М.Бузуев, В.Душанин. 1944 год – наш полк – «сандомирский» орденоносный
В полной боевой готовности встретил 16-й гвардейский и эту операцию. Сразу же после перебазирования ближе к передовой, началась боевая работа. А с 13 июля накал воздушных боев достиг предела. С раннего утра и шли они на прикрытие наступавших наземных войск, на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, на разведку, на свободную охоту. Погода не баловала. Часто небо затягивали тучи. Но воздушным бойцам не было преград. 16 июля, когда замыкалось кольцо окружения бродовской группировки, 12 самолетов полка тремя группами (ударная во главе с Г.А.Речкаловым, прикрытия, возглавляемая А.Покрышкиным и группа поддержки – командир А.И.Труд) прикрывали войска конно-механизированной группы генерала В.К.Баронова. В конце срока, отведенного на патрулирование, была обнаружена большая группа самолетов противника (до 35 «Ю-87», ХШ-129 и 8 ФВ-190). Они построились в «Круг» для нанесения удара, по нашим сухопутным войскам. Не испугавшись численного превосходства противника, четверка Речкалова смело атаковала врага снизу, сзади и сбила 3 «Ю-87» и 4 «ФВ-190». Группа Покрышкина, врезавшись в боевые порядки, атаковала сверху в лоб, уничтожила «Ю-87», «ХШ-129», «ФВ-190», а группа, которую возглавлял Труд – «ФВ-190». Таким образом, сбив 8 самоле-тов противника и не потеряв ни одного своего, летчики сорвали организованный фашистами удар бомбардировщиков и не дали им прицельно бомбить. (« 2-я воздушная армия в боях за Родину»).
Прославленного летчика-истребителя полковника А.И.Покрышкина, командование представило к награждению третьей медалью «Золотая Звезда». Участвуя в боях с первого дня войны, он провел 137 воздушных боев и сбил 50 вражеских самолетов. Пока рассматривался наградной лист, Александр Покрышкин уничтожил еще 9 фашистских самолетов. Подстать Покрышкину и его боевые соратники, Григорий Речкалов, сбил над Вислой 57-й самолет врага. Летчик Александр Клубов имел на боевом счету 39 уничтоженных фашистских самолетов, Андрей Труд – 24, Аркадий Федоров – 22. В Кремле торжественно вручили А.Покрышкину третью медаль «Золотая Звезда», Григорию Речкалову – вторую и Андрею Труду – первую медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина. Отважные летчики побывали в гостях у москвичей, а затем отправились в свои родные места. Покрышкин в Новосибирск, Речкалов на Урал. Трудящие Новосибирска собрали несколько миллионов рублей и приобрели новые скоростные самолеты-истребители для гвардейского авиасоединения, которым командовал их знатный земляк гвардии полковник А.И.Покрышкин (Из книги К.Крайнюкова «От Днепра до Вислы»). За активные боевые действия, в Львовско-Сандомирской операции и взятие города Сандомира, полк получил почетное наименование «Сандомирский». Большая группа летчиков, технического состава были отмечены орденами и медалями Советского Союза. В этом же году полк был удостоен награды – ордена Александра Невского. 1945-й – Победный год!
16-й гвардейский истребительный авиационный полк в битве за Берлин вписал немало ярких страниц в свою боевую летопись. И не только в воздухе, где летчики уничтожили десятки «мессеров», «юнкерсов», «фоккеров». Гвардейцы громили врага и на земле. Летчики умели драться с фашистами на всех высотах и знали, как бить гитлеровцев на земле. Когда весенняя распутица вывела аэродромы из строя, и казалось бы, истребители не могли участвовать в решающих сражениях, то, благодаря находчивости командира дивизии А.И.Покрышкина, летчики полка успешно поднимались в воздух с узкой полоски автострады «Берлин-Бреслау» и продолжали громить врага. Еще пылали фашистские самолеты в воздухе и на земле под Берлином, а гвардейцы взяли курс на Прагу, чтобы участвовать в уничтожении последней сопротивлявшейся вражеской группировки. Там в небе Чехословакии, выполняя интернациональную миссию, летчики 16 гв. полка провели свой последний воздушный бой, в котором ученик и ведомый Александра Покрышкина – Георгий Голубев, 10 мая сбил последний в этой войне фашистский стервятник. Усилия тех, кто, сражался в воздухе, сливались с делами наземных тружеников, инженеров, техников, механиков, младших авиаспециалистов, которые делали все, чтобы материальная часть работала надежно и не подвела в бою. Без устали, сна и отдыха, не взирая ни на какую погоду и нередкие опасности с воздуха, готовили самолеты инженеры Н.Урванцев, Г.Копылов, техники Н.Коновалов, К.Бессокирный, И.Цвятко, И.Скороход, Н.Дурнов, А.Лытаев, А.Пугачев, Г.Клименко, И.Косой, Д.Стоянов, К.Радченко, И.Почка, младшие авиаспециалисты И.Гурвин, В.Вадешкин, Ф.Паршин, З.Ройтбурд, А.Вертушкин, Ю.Тетеренков и многие другие. Надежно обеспечивали боевую работу начальник штаба полка Я.М.Сатский, начальник связи полка Г.Масленников, штабные офицеры Л.Павленко и А.Сулида. Большую работу в воспитании самоотверженных воинов и патриотов Родины, в мобилизации личного состава на безупречное выполнение боевых задач командования играли партийная и комсомольская организация, под руководством таких замечательных людей, старых коммунистов, с неистощимой энергией партийных организаторов и пропагандистов как заместители командира полка по политчасти М.А.Погребной, Тихомиров, П.Василенко, парторг полка С.А.Пыжиков. Не одну героическую страницу в историю Великой Отечественной войны, вписал 16 гвардейский истребительный авиационный ордена Александра Невского, Сандомирский полк. Он прошел большой и славный боевой путь от реки Прут, до Кавказа, а затем от Терека до Берлина. Познал горечь отступлений первых военных лет и радость побед. Где было трудно, там всегда были гвардейцы. Однополчане 16-го гвардейского, с законной гордостью называют имена прославленных летчиков, мастеров воздушного боя, бесстрашных соколов Советской Родины, которых воспитал коллектив полка за период Великой Отечественной войны и среди них – 17 героев Советского Союза, 2 человека удостоены этого звания дважды, а А.И.Покрышкин – трижды. |
© 2024 Решмет Д.А. |