Черепичных дел мастера - братья Петрохалко

Василий Петрохалко

    Как много тайн хранит ещё история нашей станицы. Сколько имён и фамилий ушло в небытие. Забыта была бы и эта когда-то известная на всю Кубань фамилия, если бы не надпись на старом кирпиче или черепице: «Бр. Петрохалкины, ст. Анастасиевская». Такую черепицу можно встретить на крышах старых домовладений и по сей день.

    Станица Анастасиевская была основана в 1865 году на месте казачьего сторожевого поста.  А уже в 1882 году по сведениям областного статистического комитета Кубанской области в станице было 513 дворов, в которых проживало 3465 человек из них: 1717 мужчин и 1648 женщин (не считая детей), основная национальность которых -  малороссы, а вероисповедание – православное. Станице принадлежало 27733 десятины земли, кроме того в ней имелись: церковь - 1, школа мужская – 1, почтовая станция – 1, лавок мануфактурных – 4, лавка бакалейная  -1, лавки мелочные -2, питейных заведений – 2, ветряных  мукомольных мельниц -18,  маслобоен - 2.

    Развивалось и  станич¬ное хозяйство, В. Иванис в своих воспоминаниях пишет: «на целых четыре-пять верст тянулся общественный выгон. На нем выпасались три общественных стада крупного рогатого скота, около трех тысяч голов каждое; общественный табун лошадей до двух тысяч, в котором паслись и верховые казачьи кони, которых запрещалось запрягать. Кроме общественных паслись «кушанки» ско¬та отдельных более состоятельных хозяев, ко¬сяки лошадей и большие отары овец».

    Если обратиться к данным областного статистического комитета за 1916 год, то можно узнать, что накануне революции 1917 года  в станице проживало  уже 12578 человек.  В станице находилось 24 лавки, аптекарский магазин, два магазина-склада хлеба и зерновых продуктов, хлебная ссыпка, мясная и рыбная торговля, кожевенно-обувной магазин черепичный завод, две паровых мельницы, конно-почтовая станция. Кроме того ежегодно проводились ярмарки: Петропавловская -29 июля, Благовещенская-25 марта, Проводская, которая длилась 7 дней, начиная с третьего дня Пасхи. Анастасиевская была довольно процветающей станицей и её жители в большинстве своём были людьми зажиточными.

 

 

1. Семейное дело торгово-промышленников Петрохалко.

Здание бывшей маслобойни бр. Петрохалко в ст. Анастасиевской

    Вся торговля была в руках у иногородних (казаки считали это для себя недостойным занятием) это же относилось и к ремёслам и к промышленному производству. Одними из самых успешных, а, следовательно, и богатых были братья Петрохалко. 

    Семья Петрохалко относилась к иногородним, или «городовыкам», как называли их в ст. Анастасиевской. Очевидно, они прибыли на поселение в ст. Анастасиевскую в одну из переселенческих волн 19 века. Семья была работящей, а глава семейства предприимчивым человеком, - сразу понял, что на Кубани нужно открывать своё дело. В то время иногородним запрещалось иметь землю в собственности, собственниками земли в станичном юрте были только казаки, а иногородние могли арендовать её за оплату. Стоимость аренды зависела от качества земельного надела. Поэтому в землевладельческом сборнике за 1882 год фамилии Петрохалко, впрочем, как и многих других, нет. Но совершенно очевидно, что семья арендовала большое количество земли, а затем, когда земли лиц войскового сословия было разрешено продавать они постепенно стали обзаводиться своей землей. Доходы от сельского хозяйства очевидно и стали стартовым капиталом для открытия мукомольной ветряной  мельницы. Урожаи в станице всегда были богатыми,  и отбоя от клиентов на мельнице не было.

    В начале 20 века, в ст. Анастасиевской была открыта пароходная пристань «Урма», на ней сразу же открылась хлебная ссыпка (магазины занимающиеся скупкой зерна) и желающих продать, а заодно и смолоть зерно в Анастасиевской стало ещё больше.  Предприимчивый  Макар Петрохалко (старший сын Ивана Петрохалко, к которому перешло семейное дело)  быстро смекнул, что нужно ставить паровую мельницу.  Дела быстро пошли вверх, и  уже в 1913 году о Макаре Ивановиче Петрохалко пишет Кубанский календарь: паровая мукомольная мельница, годовой доход 6000 рублей, число рабочих на ней – 8 душ. В целом за период с 1913-1916 годы годовой доход паровых мельниц был от 6000 до 8000 рублей, - немалые по тем временам деньги. Нужно отметить, что даже в соседней станице Славянской – центре Таманского отдела были только водяные и ветряные мельницы.

    Вторым направлением деятельности было открытие паровой маслобойни. Это было также очень своевременным производством, на Кубани начал набирать обороты сев семян подсолнечника, всё больше станичников выращивали его и для себя и на продажу. Маслобойка находилась недалеко от дома,  где жила семья и управлялись на ней, скорее всего, сами владельцы. Позже, после революции 1917 года здесь была колхозная маслобойня, которая просуществовала довольно долго и была закрыта в 90-е годы прошлого века. 

пример черепицы, выпускавшейся в ст. Анастасиевской

    В начале века в Анастасиевской, как и по всей Кубани, начали появляться кирпичные дома  и мазанки на каменном и кирпичном фундаментах.  Крыши у таких домов крыли уже не камышом, а железом-нержавейкой или модной тогда черепицей. Спрос на черепицу был огромным, а предложение пока оставляло желать лучшего. К тому же ближайшие заводы были в г. Екатеринодаре и ст. Крымской, вести оттуда черепицу выходило хлопотно и затратно.  Обсудив предложение на семейном совете, (в дело включился уже младший брат Архип) братья решают открыть новое производство – черепичный завод. Материала для производства достаточно – в станице несколько открытых карьеров с огромными запасами прекрасной глины. Так в ст. Анастасиевской и в соседних станицах стала появляться черепица с надписью: «Анастасиевская, Бр. Петрохалкины». Кубанские календари с 1912 года, в списке торгово-промышленных заведений Кубанской области регулярно упоминается черепичный завод Братьев Петрохалко: число рабочих 8 человек, годовой доход от 2000 до 4000 тысяч рублей.

    Очевидно, изготовление черепицы было делом выгодным,  и вскоре Макаром и Архипом был открыт ещё один завод в соседней  станице Троицкой. Сведений об этом в календарях нет, так как в них помещались сведения о станицах с населением более 10000 человек, а в Троицкой не было и 6000 человек,  однако сохранилась черепица с надписью «Бр. А. и М. Петрохалкины, ст. Троицкая».

    Кроме того  у Петрохалко  были огромные табачные плантации за Кубанью, в районе станицы Троицкой, на них работали наёмные сезонные рабочие. Как у всех было большое хозяйство: коровы лошади, овцы, гуси, куры и прочая живность.  Семейный бизнес приносил большие доходы, и братья Петрохалко были известны всей округе, у них  имелись  дома в ст. Анастасиевской, ст. Славянской, ст. Троицкой и г. Екатеринодаре – везде, где были торговые интересы.  

2. Семейные истории Петрохалко.

пример черепицы, выпускавшейся в ст. Анастасиевской

    Семья Петрохалко была большой, но работы хватало всем, более того, как уже писалось выше, нанимали сезонных рабочих.

    Меланья Полежаева, девушка из бедной и многодетной семьи, устроилась к Петрохалко работать горничной, нужно было помогать своей семье. Скромная красавица горничная приглянулась хозяйскому сыну Василию Архиповичу, ей он тоже пришёлся по сердцу. Зародилось сильное и глубокое чувство, но свои отношения они пока держали втайне от родных, знали, что не одобрят родители такого союза.

    Время шло, и родители Василия решили, что сыну пора обзаводиться семьёй. По старинному обычаю отец посадил Васю на подводу и повёз по станице, посмотреть невест и себя показать. Но Вася сидел, молча, скрестив руки на груди, и не зашел, ни в один дом с богатой невестой. На вопрос отца сын ответил, что не женится ни на ком, кроме Меланьи, что работает у них в доме. 

    Отец ругался, убеждал, грозил, но видя непреклонность сына, дал своё благословление на брак. 

    Обрадованная, Меланья поспешила домой, поскорее рассказать обо всём матери. Но мать радости дочери не разделяла: «Ты в своём уме? Кто они, а кто мы». И избила в гневе рубелем так, что на другой день Меланья слегла в постель.

    Но настоящая любовь преодолеет все преграды. Когда поженились Василий и Меланья неизвестно, но скорее всего уже в период Гражданской войны. Грозные события тех лет Петрохалко, как и многие станичники, воспринимали как временные и ждали, что вот – вот всё вернётся на свои места. А пока также пахали, сеяли, вели хозяйство. В 1920 году, будучи на сносях, Меланья, помогая мужу, поехала за р. Кубань проверять, как идут дела на табачных плантациях, начались схватки, ребёнок родился тут же на берегу реки. Девочку назвали Раисой.

3. Судьба семьи Петрохалко после установления Советской власти.

пример черепицы, выпускавшейся в ст. Троицкой

    20 марта 1920 года в станице Анастасиевской окончательно установилась советская власть. Видя, как раскулачивали станичников, забирали последнее, а за сопротивление арестовывали, а то и на месте расстреливали, Василий Петрохалко сам всё отдал властям. Однако сочувствия новой власти Василий не высказывал и больше нигде не работал. А Меланья пошла работать в колхоз, как и многие станичные женщины. Василий умер рано, в 30-х годах, но его могилы, как и могил других Петрохалко, на станичном кладбище нет. Это наводит на мысль о том, что Василий мог быть арестован, просто тогда о таких вещах не говорили даже самым родным. Многочисленная семья Петрохалко разъехалась по разным городам: Черновцы (Украина), Москва, Туапсе, однако все, пока были живы, переписывались друг с другом, поздравляли с праздниками и связи не теряли. 

    В родной станице осталась только Меланья с дочкой Раисой. И хотя от зари до зари, как и все работала в поле, часто слышала вслед: «барыня пошла». Раиса получила образование в станичной школе. Повзрослев, вышла замуж за казака – станичника Колю Яценко. Меланья Петрохалко умерла в 70-х годах, её дочь Раиса жива, сейчас ей уже 91 год, потомки Петрохалко живут под одной крышей, на том же месте где жила их семья сто с лишним лет назад. 

 

О.Ластовка
ст. Анастасиевская

18 Январь, 2012 / Просмотров: 6866 / ]]>Печать]]>
© 2024 Решмет Д.А.