Жизнь и судьба протоиерея Свято-Анастасиевского храма о. Василия Мухина

Мухина Раиса Самсоновна(Семашко)    В последние годы на Кубани  идет процесс религиозного возрождения.  Сегодня из небытия возвращаются  к нам имена священников, монахов и мирян, пронёсших свою веру сквозь годы гонений и притеснений. В 2000 году в России совершился не имеющий аналогов в мировой истории акт по канонизации более 2500 человек, и это далеко не полный список. Здесь и патриарх, и митрополиты, и епископы, и скромные сельские батюшки. Об одном из таких сельских батюшек и пойдёт речь в моем небольшом исследовании.

    Священник Василий Феодосиевич Мухин,  сын священника Харьковской губернии Волковского уезда, села Мерчака, Феодосия Мухина. В 1896 г. окончил курс Харьковской духовной семинарии по 2-му разряду; в том же году определен старшим учителем женской второклассной школы.  Его супруга  Раиса Самсоновна Семашко тоже  происходила из рода священнослужителей. Она была внучкой знаменитого святителя Иосифа  Литовского, вернувшего в 1839 году в лоно Православной церкви униатов Литвы и других западных областей России и причисленного Православной церковью к лику Святых. Замуж она вышла после окончания Киевского епархиального училища пансионного типа и стала верной помощницей своему супругу.  В самом конце 19 века молодая пара перебирается на привольную и богатую Кубань, - здесь не хватает священников.

    В   1899 г., в праздник Рождества пресвятой Богородицы, епископом кавказским  Агафодором  Василий  был рукоположен во диакона, а через четыре дня во священника.   Первым местом его служения была станица Староджерелиевская Таманского отдела. Здесь он не только исполнял службы и требы, но и преподавал закон Божий в церковно – приходской школе. В Староджерелиевской сохранилось фото 1900 года, где на ступеньках здания школы стоят дети, а с ними молодой батюшка. С большой долей вероятности можно сказать, что это отец Василий. Но там он прослужил недолго и уже через год был переведён по собственному прошению, в ст. Анастасиевскую того же отдела.

Василий Феодосиевич МухинЖизнь и труды о. Василия и матушки Раисы в ст. Анастасиевской

    Анастасиевская и стала домом отца Василия и матушки Раисы на долгих 22 года, здесь родились и выросли все их девять детей. Отец Василий за годы службы в станице проявил себя ревностным пастырем. Станичники полюбили его за прекрасные проповеди и благоговейное отношение к богослужению. Батюшка всегда старался помогать обездоленным, так его стараниями в небольшой станице (около 13 тыс. жителей) было организовано «Анастасиевское братство», фонд которого составлял около 600 рублей – немалые по тем временам средства. Фонд помогал бедным, на его средства пополнялась книгами народная изба-читальня. Стараниями отца Василия было основано Анастасиевское общество трезвости. Другой, не менее важной задачей духовенства, являлось миссионерство. Ставропольские ведомости за 1894 год сообщают: «Причтом Анастасиевской церкви просвещен светом святого крещения Симеон Ааронов Гиндьерг, 31 года из евреев, с наречением имени Семена, 2 октября». 

    Но особой заботой отца Василия было попечение об образовании детей. Сам он преподавал «Закон Божий» в Анастасиевском казачьем двухклассном училище, а также в школе для девочек. В те времена образование получали преимущественно дети из казачьих семей, а иногородние были в основной своей массе безграмотными. Стараниями отца Василия была построена школа для иногородних в церковном дворе. Вот как это событие описывается в летописи 25-й школы: «Для иногородних школы не было. Однажды урок Закона Божьего посетил наказной атаман. Очень бойко отвечал ученик Шамбур Саша. Ответ атаману понравился и он сказал: «Молодец, казак!». Какой же был переполох, когда выяснилось, что Саша не казак, а иногородний, и был принят потому, что отец - плотник, бесплатно ремонтировал школу. Школьный строитель получил выговор, а Саша исключен из школы. В защиту мальчика выступили учителя, иногородние ремесленники. Написали жалобу министру. Разрешение на строительство школы для иногородних было получено. Богатые казаки во главе с атаманом Непокупным отказались выделить деньги и участок земли под строительство. Долго думали, где взять деньги и участок земли. Решили собирать с иногородних по 3 рубля, тогда священник отец Василий внес предложение брать за крещение в церкви казака 50 копеек, а за крещение иногороднего 1 рубль, из которого 50 копеек на строительство школы. Так более чем за 10 лет собрали деньги, а места не было. Выручил тот же отец Василий. В церковном дворе выделили небольшой участок, и в 1912 году было построено здание школы. Она называлась «церковно-приходской». 

    За деятельность на ниве просвещения отец Василий был удостоен церковных и правительственных наград: 

    1904 г. набедренник «За усердные и полезные труды по школе», по представлению Епархиального Училищного Совета; серебряная медаль на двойной Владимирской ленте от Епархиального Начальства;

    1911 г. Александровская медаль к 25-летию церковных школ;

    1914 г. преподано Архипастырское благословение с выдачей грамоты «За весьма внимательное отношение к церковной школе и ее нуждам». 

    В разные годы протоиерей Василий занимал различные церковные должности: состоял инспектором школ округа, окружным следователем, несколько лет был благочинным 19 округа (Таманский отдел Кубанской области). Все эти должности были выборными. То, что батюшку избирали несколько сроков подряд, свидетельствует о его большом авторитете среди священства.

ст. Анастасиевская после революции 1917 года.

    В станице недалеко от храма, (по нынешней улице Зубихина) был у семьи священника дом, небольшое хозяйство, сад, пчёлы. Жизнь их текла тихо и размеренно: у батюшки – требы, службы, уроки в школе, у матушки - домашнее хозяйство, воспитание детей. Всё перевернул 1917 год – революция, затем Гражданская война. Станица несколько раз переходила из рук в руки: красные, белые, зелёные…

    Красные в станице – священника прячут местные жители. Белые придут - спрашивают: «Батюшка, вы знаете народ, скажите, кто благоволит красным?» А батюшка неизменно отвечал: «У меня нет ни красных, ни белых, ни зелёных, а все мои духовные дети». Бывало, приедут на подводе: «Батюшка, нужно напутствовать раненых…» - вывезут за станицу, завяжут глаза и везут в затерянный в камышовых плавнях отряд. Отец Василий поисповедует, причастит, отпоёт мёртвых, и опять глаза завяжут и везут обратно в станицу. Однажды красные ворвавшись в станицу, хотели учинить расправу над «попом», но не найдя его дома, они захватили в заложники матушку Раису. Женщины, узнав об этом, окружили хату, где под стражей содержалась матушка, и стали требовать освобождения, и её освободили.

    В свою очередь «белые», когда в очередной раз отвоевали Анастасиевскую, арестовали 18 человек и приговорили их к расстрелу за сотрудничество с Советской властью. Отец Василий и матушка Раиса собрали подписи станичников о невиновности арестованных и матушка, вместе с несколькими женщинами поехали в Екатеринодар, в ставку генерала Покровского, где добились отмены смертной казни. От постоянных грабежей, отсутствия мужчин, многие семьи в 1920 году голодали. Протоиерей Василий с амвона обратился к прихожанам: «У нас в станице есть голодающие, давайте соберем, у кого, что есть и поможем им. Я выделю мешок муки». И люди сносили, у кого, что было, а в подворье священника по очереди готовили еду. Голодающие приходили, ели, несли в котелках домой. Так и пережили этот голодный год. В 1920 году в Анастасиевской установилась Советская власть. И на отца Василия и его семью обрушились притеснения, а иногда и откровенные издевательства.

    От священника требовали сдать церковь обновленцам и самому примкнуть к «живой церкви». После категорического отказа, 2 апреля 1923 года протоиерея Мухина арестовали за антисоветскую пропаганду и сослали на 3 года в Тюмень. Эти годы жизни, порой в нечеловеческих условиях, существенно подорвали здоровье батюшки. Разлетелась семья, старший Николай ушёл с Белой армией и больше его уже никто не видел; младшие разъехались, кто куда, - учиться, работать, строить новую жизнь. В больших городах легче спрятаться, а на Родине они всегда подвергались опасности ареста, как поповские дети. После ссылки вернулся отец Василий, но осел не на Кубани, а в Ставрополе, куда и выехала к нему матушка с детьми. Счастливые годы, когда семья была вместе, закончились в 1930 году (2 февраля), когда батюшку снова арестовали и отправили в ссылку, на этот раз в Казахстан. А через время, ночью, после обыска в квартире, арестовали и матушку Раису, их девятилетняя дочь Анна (самая младшая) осталась абсолютно одна в голодный 1931 год. Долгое время она жила тем, что подавали ей в церкви и на улице, умудрялась делать передачки маме. Матушка Раиса своей добротой и милосердием к страждущим, заслужила уважение у заключённых, среди которых были и откровенные уголовницы. Однажды одна из них, во время прогулок в тюремном дворе подбежала со словами: «Мы сегодня бежим! Помолитесь!» Раиса Самсоновна спросила: «Зачем вы мне это говорите?». «Мы верим в Вас», - ответила та. После года скитаний десятилетняя Анна самостоятельно приехала в Казахстан, в место ссылки отца, - город Актюбинск. После трёх лет тюрьмы приехала сюда и матушка Раиса. Семья наконец-то соединилась, радости их не было предела. В Казахстане жили трудно, бедно. Но, как вспоминает дочь Татьяна, родители, мало что имея сами, всегда находили возможность помогать нищим и обездоленным, отдавая по заповеди Христа, иногда и последнее. Выжить, не озлобившись, а продолжая творить добрые дела, помогала неугасимая лампада веры православной, которая ярко горела в их сердцах.

    В это время в ссылке в Казахстане находились многие светильники Православия того времени. Алма-Атинской епархией в то время управлял Святитель Николай (Могилёвский), - великий исповедник и молитвенник 20 века. С о. Василием их связывали добрые дружеские отношения, Святитель Николай был крёстным отцом внука священника. В книге «Святитель Николай митрополит Алма-Атинский и Казахстанский» («Паломник», 2000 г.), в одной из своих проповедей, владыка рассказывает прихожанам собора о чуде, произошедшем с о. Василием Мухиным, когда по заступничеству Богородицы он был избавлен от неминуемой смерти под колёсами товарного поезда: «а сейчас я расскажу об одном чуде, которое было совсем недавно и совершено 

   Пресвятою Богородицею за почитание именно этой Ея иконы, именуемой "Нечаянная радость". Есть один старенький батюшка, отец Василий Мухин из Актюбинска, большой друг отца Архимандрита, и вот он описал в письме к нему и ко мне, что с ним произошло около месяца тому назад. Вызвали его на требу. Одел он свой большой тулуп, валенки и пошел. Совершил, что надо. Возвращаясь домой, пошел не по мостику, а через полотно железной дороги, по которому маневрировал поезд. Незаметно для себя очутился он сперва под паровозом, а затем над ним прошел и весь состав. Его заметили, начали кричать: "Человек под поездом!" Остановили поезд, и вылез он из-под него совершенно невредимый, даже на тулупе ни одной царапинки не было. А вы ведь знаете, сколько под паровозом всяких рычагов, крючьев, как легко там могли они его зацепить и втянуть под самые колеса! Он долго не мог прийти в себя от пережитого. Кто же его сохранил невредимым в такой беде? - Конечно, Божия Матерь.» Батюшка очень почитал Божию Матерь, и в течении жизни неуклонно соблюдал правило: каждую пятницу служить ей всенощную, а в субботу утром читать акафист перед иконой ея «Нечаянная радость».

    Ещё одним правилом отца Василия было поминовение всех усопших, которых он отпевал с самого начала своего пастырского служения. Имя каждого он заносил в специальные блокнотики, так, что к концу жизни их накопилось несколько ящиков. Дочь Татьяна, в своих воспоминаниях пишет: «Папу спасали покойники, - он за них всю жизнь молился, а они ходатайствовали за него и его детей перед Богом». В Актюбинске семья Мухиных пользовалась большим уважением за бессеребренничество, доброту, и готовность помочь каждому. В Казахстане умерла и была похоронена матушка Раиса. Старенького и уже очень больного о. Василия дочь Анна забрала в Киев, где она жила и работала в последнее время. Батюшка умер у неё на руках в 1962 году и был похоронен в Киеве.

Судьба потомков о. Василия и м. Раисы Мухиных.

    Из 9-х детей всегда рядом была младшая Анна, остальных судьба разбросала по всей необъятной России и даже за её пределы, но все они оставались людьми верующими и передали эту веру своим детям. Сын Иван, стал священником. Его детей нам найти не удалось. Старший сын – Николай попал вместе с отступающими частями Белой армии во Францию. Его сын – епископ Марсельский Кассиан (Мухин) РПЦЗ. Сын Василий во время Великой отечественной войны попал в плен и в 1945 году был освобождён американскими солдатами. Остаток жизни он провел в Нью Бронксе (США), был похоронен там же как и его дети Спиридон и Марионелла. Внук последней дочери Анны недавно посетил станицу Анастасиевскую, побывал на месте, где стоял храм, поделился воспоминаниями о своей семье. Именно благодаря ему стали известны многие подробности из жизни о. Василия и матушки Раисы. Владимир Горбоносов, как и его дедушка стал священником и живёт в Киеве.

 

О. Ластовка
ст. Анастасиевская

11 Январь, 2012 / Просмотров: 6849 / ]]>Печать]]>
© 2024 Решмет Д.А.